К методам мобилизации денежных средств относятся. Методы их распределения и использования

Основываясь на вышеупомянутых принципах, государство реализует распределительную, перераспределительные и контрольную функции финансов. Это выражается преимущественно через методы финансовой деятельности – совокупность приёмов и средств, спомощью которых уполномоченные государством органы от его имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств.

Они разделяют на три основные группы , что связано с ролью и назначением государственных финансов:

1) методы мобилизации фондов,

2) методы распределения фондов,

3) методы использования фондов.

1) методы мобилизации фондов . Мобилизация - это комплекс мероприятий, осуществляемых в государстве с целью планомерного формирования фондов денежных средств. Сбор средств осуществляется посредством обязательного и добровольного методов мобилизации .

Обязательный метод представляет собой, по сути, взимание налогов, сборов и других обязательных платежей, за счет которых и формируются преимущественно доходная часть бюджетной системы страны и целевые фонды средств. Государство на уровне закона устанавливает вид обязательного платежа, размер, ставки, объект и плательщиков, порядок взимания. Метод обязательных отчислений применяется и при проведении обязательного государственного страхования.

Добровольный метод мобилизации предполагает отсутствие императива со стороны государства при осуществлении платежей и реализуется посредством денежно-вещевых лотерей, благотворительных пособий, пожертвований, даров, и т.п.. К добровольному методу мобилизации следует отнести и займы, осуществляемые государством и органами местного самоуправления путем эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг с целью покрытия дефицита бюджета или выполнения определенных целевых программ.

2) методы распределения фондов. Распределение средств является также одним важных направлений финансовой деятельности государства. Распределение средств осуществляется на основании Бюджетного кодекса Украины в соответствии с утвержденными годовых финансовых планов как государства (государственный бюджет), так и отдельных субъектов (местные бюджеты, бюджетные росписи, сметы бюджетных учреждений и т.д.).

К основным методам распределения средств относятся: финансирование и кредитование. Финансирование - это безвозвратный, бесплатный, целевой отпуск средств, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов с соответствующего централизованного фонда денежных средств. В зависимости от того, кому и на каких условиях предоставлены денежные ресурсы, различают дотации, субвенции, субсидии.

Под термином «дотация» понимают предоставление денежных средств кому-либо в целях покрытия недостатка собственных средств. Различают два вида дотаций:


1. Помощь, выделяемая предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независящими от них причинами;

2. Бюджетная дотация - безвозмездная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами.

Субвенция - это бюджетная дотация, предоставляемая вышестоящим бюджетом нижестоящему для определенного целевого использования. В случае нарушения условий их использования, а также неиспользованные в течение бюджетного года субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет.

Субсидия - это вид целевой помощи в денежной или натуральной форме юридическим или физическим лицам, органам местного самоуправления, другим государствам, предоставляемый за счет средств бюджета или целевых фондов.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмезности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

3) методы использования фондов средств . К данным методам относят плановость, целевой характер использования средств, эффективность и экономия, научно-методологический подход в определении объемов расходов, использование в пределах установленных лимитов и другие методы.

Перечисленные методы финансовой деятельности являются основными, но не исчерпывающими. Так, на всех этапах финансовой деятельности применяется метод финансового контроля. Его назначение является весьма важным, поскольку финансовые ресурсы всегда ограничены, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами. финансовый контроль является постоянным и всесторонним, поскольку фактически охватывает все аспекты деятельности государства, юридических и физических лиц. Отсюда вытекают и широкие полномочия органов финансового контроля. Финансовая деятельность каждого субъекта должна быть прозрачной и осуществляться в рамках действующего законодательства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

миниcтерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

на тему: МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В любом государстве распределение и перераспределение валового общественного совокупного продукта и национального дохода происходит в денежной форме.

Понятие «финансы» происходит от фр. finance -- совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.

По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств.

Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении.

Финансы и финансовые отношения -- это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Нет лучшего способа управления государством, чем управление при помощи денег, более эффективного средства управления человечество пока не придумало.

Актуальность темы курсовой работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна, так как она выступает составной частью механизма социального управления, по средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны, финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления, финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.

Основной целью курсовой работы является исследование методов финансовой деятельности государства.

В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие основные задачи:

1. определение понятия финансов, финансовой системы и финансовой деятельности;

2. рассмотрение методов, форм и функций финансовой деятельности;

3. выявление особенностей осуществления финансовой деятельности государства и компетенции органов государственной власти в процессе осуществления государством финансовой деятельности;

4. более подробное изучение методов финансовой деятельности.

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач курсовая работа основывалась на положениях диалектического метода познания, применении частнонаучных (исторического, системного анализа), а также нормативного и сравнительно-правового методов.

Объектом данной курсовой работы является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства.

Предметом исследования стали конституционно-правовые, финансово-правовые, административно-правовые нормы, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, устанавливающие основы финансовой деятельности государства.

Структура курсовой работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства

В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:

как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения -- это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Финансы Российской Федерации--это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей «Финансовое право»: учебник под ред. О. Н. Горбуновой - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ -2002 - С.127 .

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Ш внебюджетные целевые фонды;

Ш кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Самостоятельность субъектов Российской Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75) Финансовое право России. Актуальные проблемы: Монография / Под ред. А.А. Ялбулганова. -- М.: Норма, 2007 .

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что -- это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006 - С. 127 .

1.2 Принципы, функции и методы финансовой деятельности российского государства

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов можно выделить следующие:

1. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

2. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

3. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах Павлов П. В. Финансовое право: Учебник. -- М.: Омега-Л, 2008. - С. 98 .

1. методы собирания денежных средств;

2. методы распределения и использования денежных средст.

Существуют следующие формы финансовой деятельности:

1. Правовые. К ним относятся:

1.1. издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

1.2. издание индивидуальных правовых актов;

1.3. заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

1.4. реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

1.5. привлечение лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

2. Неправовые:

2.1. проведение совещаний;

2.2. финансово-экономический анализ;

2.3. прогнозирование;

2.4. разъяснение финансового законодательства Выборный В.В. Вопросы организации бюджетного процесса//Российская юстиция - 2007 - №10 - С. 24-28 .

1.3 Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства

В ведении Российской Федерации находятся:

Ш Установление основ федеральной финансовой политики;

Ш Финансовое, валютное и кредитное регулирование;

Ш Федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы;

Ш Федеральные фонды регионального развития.

К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогооблажения и сборов в РФ. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти Конституция российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237 - ст. 71, 72, 73, 76. .

Различают следующие органы общей компетенции:

1. Государственная Дума Российской Федерации: обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории (утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов, принятие законов по вопросам финансов; а органы исполнительной власти принимают меры по их реализации под контролем представительных органов.

2. Президент Российской Федерации как глава государства: обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию (ст. 80 Конституции РФ).

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений. Организации органов финансово-кредитной системы через контрольное управление Президента РФ осуществляют финансовый контроль.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджетное управление Президента РФ.

3. Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.).

Кроме того, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. -- М.: Норма, 2007. - С. 125 .

Ш налоговые органы;

В ведении Министерства финансов Российской Федерации:

Ш совершенствование бюджетной системы РФ, разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

Ш концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

Ш разработка проектов федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

Ш составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Ш осуществление своей компетенции государственного финансового контроля;

Ш разработка и реализация единой политики в сфере финансовых рынков РФ;

Ш участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней.

Федеральное казначейство Российской Федерации осуществляет:

Ш организацию, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

Ш регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

Ш управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга;

Ш краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

Ш сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, ведение операций по учету Государственной казны РФ;

Ш разработку методологических инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России):

Ш является юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями;

Ш издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, отнесенных к его компетенции;

Ш уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью.

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налоговых и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляют управление финансами пенсионного обеспечения в РФ, управление государственным фондом занятости населения, а также фондом социального и обязательного медицинского страхования в РФ.

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации также участвуют в осуществлении финансовой деятельности государства. Они обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юристпруденция, 2009 - С. 30-32 .

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности, что показано в Приложении 1 Грачева Е.Ю. Финансвовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Юристпруденция, 2006 - С.130 .

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

Основные задачи государства приведены в Приложении 2.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

Ш методы собирания денежных средств;

2.1 Методы собирания денежных средств

К методам собирания фондов денежных средств относятся:

1. обязательные методы:

1.1. налоговый метод (метод установления налогов) - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты;

1.2. уплата пошлин;

2. добровольные методы:

2.3. приобретение лотерей.

В отношениях государства с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, с общественными организациями и гражданами в основном используется налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли названные субъекты в обязательном порядке, в установленные законом сроки и в установленных размерах отчисляют в бюджет. К этой же группе относится уплата пошлины. Пошлины, в отличие от налогов, взимаются, как правило, за какие-либо услуги. Законом строго ограничен круг органов, взимающих пошлину, установлены ее размеры.

Обязательным методом собирания фондов денежных средств являются взносы во внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, медицинского страхования, пенсионный фонд), уплачиваемые предприятиями, организациями и гражданами и используемые на выплаты пенсий и различных пособий. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юриспруденция, 2009 - С. 38

2.2 Методы распределения и использования денежных средств

Методы распределения и использования фондов денежных средств: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование. Плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета называется государственным финансированием.

Самофинансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств в отношении государственных организаций.

Кредитование -- это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в виде банковских ссуд. Последние подлежат возврату в назначенный срок, за них взимается определенный процент.

К другим методам данной группы можно отнести расчеты с держателями облигаций, иных ценных бумаг, а также выплаты страховых и других различных пособий, пенсий.

В целях урегулирования финансовой деятельности государство использует самый действенный регулятор -- право. Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. А неправовые -- это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства, финансово-технические операции и т. д. Неюридические формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юриспруденция, 2009 - С. 40

финансы денежный средство распределение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей курсовой работы, посвященной методам осуществления финансовой деятельности, хотелось остановиться на основных выводах, проведенного мной исследования.

Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

Ш бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

Ш внебюджетные целевые фонды;

Ш финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

Ш имущественное и личное страхование;

кредит (государственный и банковский).

Финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах

1. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации;

2. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права;

3. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан;

4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Различают следующие органы государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства:

1. Государственная Дума Российской Федерации;

2. Президент Российской Федерации;

3. Правительство Российской Федерации.

Кроме того, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля.

В единую систему органов государственного управления специальной компетенции входят:

Ш Министерство финансов Российской Федерации;

Ш Федеральное казначейство Российской Федерации;

Ш Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

Ш налоговые органы;

Ш государственные внебюджетные фонды.

Управляя финансами согласно своим полномочиям, все эти органы организуют осуществление единой государственной финансовой политики.

Таким образом, особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает следующие задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обеспечивает плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределяет фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов.

В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

Ш методы собирания денежных средств. Среди которых выделяют:

1. обязательные методы:

1.1. налоговый метод;

1.2. метод уплаты пошлин;

1.3. обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды;

2. добровольные методы:

2.1. добровольные вклады в банки;

2.2. покупка государственных ценных бумаг;

2.3. приобретение лотерей.;

Ш методы распределения и использования денежных средств.

1. самофинансирование;

2. кредитование;

3. государственное финансирование

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Нормативные правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

1.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.02.2009 г. №17-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - №31.

1.3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.11.2008 г. №224-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - №31.

1.4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 авг. 2000 г. №117-ФЗ (в ред. ФЗ от 03.06.2009 г. №117-ФЗ) // СЗ РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3340.

2 . Специальная литература

2.1. Асадов А.М. Правовое обеспечение организации финансовой деятельности государства // Современное право. -- 2005. -- № 6.

2.2. Веремеенко И.И. К вопросу о предмете финансового права. Актуальные вопросы административного и финансового права: Сборник научных трудов. -- Вып. 2. -- М.: МГИМО (У) МИД России, 2004.

2.3. Выборный В.В. Вопросы организации бюджетного процесса//Российская юстиция - 2007 - №10.

2.4. Гильманов Э.М. Инвестиционная деятельность государства в расходах бюджета Российской Федерации // Финансовое право. -- 2007. -- № 10.

2.5. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006

2.6. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А.Б. Финансовое право: Учебник. -- М.: Юристъ, 2008.

2.7. Коробкина Л.М. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, как орган государственного финансового контроля // Финансовое право. -- 2007. -- № 5.

2.8. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. -- М.: Норма, 2007.

2.9. Павлов П. В. Финансовое право: Учебник. -- М.: Омега-Л, 2008.

2.10. Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. -- М.: ТК Велби, 2006.

2.11. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юристпруденция, 2009

2.12. Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России. -- М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

2.13. Соколова Э.Д. Финансовая система России и право: Дискуссионные вопросы // Налоги. -- 2007. -- № 2.

2.14. Финансовое право: учебник под ред. О. Н. Горбуновой - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 2002.

2.15. Финансовое право России. Актуальные проблемы: Монография / Под ред. А.А. Ялбулганова. -- М.: Норма, 2007.

2.16. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. -- М.: Юристъ, 2008.

2.17. Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. -- М.: Российская академия правосудия РАП, 2006.

2.18. Химичева Н.И., Покачалова Е.В., Финансовое право: Учебно-методический комплекс. -- М.: Норма, 2007.

Приложение 1

Понятие финансовой деятельности государства

Приложение 2

Задачи финансовой деятельности государства

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Единство финансовой системы РФ. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих ее. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Понятие и функции финансов. Понятие и особенности финансовой деятельности. Понятие, предмет и метод финансового права. Отличие государственных финансов от частных. Общественные отношения, возникающие в процессе использования фондов денежных средств.

    реферат , добавлен 18.10.2013

    Финансовые отношения. Материальная основа финансовых отношений. Финансы предприятий как основа финансовой системы. Роль финансов предприятия в финансовой системе страны. Понятие фондов денежных средств. Виды денежных фондов.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2007

    Понятие финансовой системы как системы форм, методов аккумулирования, распределения, использования фондов денежных средств государства. Структура финансовой системы, ее элементы. Виды фондовых рынков, их функции. Финансовые институты Российской Федерации.

    презентация , добавлен 14.10.2016

    Понятие и структура отчета о движении денежных средств. Порядок заполнения разделов по движению денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Анализ актива и пассива баланса, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Понятие финансовой деятельности государства, ее цели, принципы, формы, методы и конституционные основы. Финансовая система государства и ее основные элементы. Правовое положение и функции органов внутренних дел, осуществляющих финансовую деятельность.

    контрольная работа , добавлен 30.08.2012

    Понятие финансовой системы как "совокупности различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства". Состав сфер и звеньев финансовой системы.

    статья , добавлен 24.01.2011

    Основы построения финансовой системы государства – отношений между государством, юридическими и физическими лицами, по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Государственный бюджет: динамика его доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Анализ финансовой деятельности государства, в ходе которой производится планомерное, целенаправленное образование, распределение и использование государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Органы общей и специальной компетенции.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2010

    Понятие и необходимость финансовой деятельности государства. Состав финансовой системы РФ. Финансовый контроль, его определение, значение, виды, формы, методы проведения. Сравнение ревизии с другими методами финансового контроля, порядок ее назначения.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты - налоговый метод - метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов - покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

7. Финансовая система государства.

Финансы представляют собой систему общественных отношений, посредством которых, на основе распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода, происходит планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов. Финансы подразделяются на звенья.

Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы:

1. Сюда входит бюджетная система.

2. Внебюджетные целевые фонды.

3. Финансы предприятий и организаций.

4. Фонды имущественного и личного страхования.

5. Кредит, который подразделяется на государственный, муниципальный и банковский.

Главным звеном финансовой системы традиционно считается бюджетная сфера. Перераспределение через бюджет должно обеспечивать нормальное развитие производство и средств производства. Тоже самое, касается производственной и непроизводственной сферы, промышленности, сельского хозяйства и других диспропорций. Финансовую систему необходимо отличать от финансового аппарата. Финансовый аппарат - это часть аппарата государственного управления, на который возложено управление финансовой системой.

Внебюджетные целевые фонды. Правовой статус фондов подробно регламентирован в бюджетном кодексе и в законодательстве субъектов. Если бюджетные фонды связаны с развитием общих задач, то внебюджетные связаны с конкретной задачей, напр., пенсионный фонд.

Фонд имущественного и личного страхования. Источниками образования этих фондов являются денежные средства предприятий и населения, и чем лучше будет финансовое положение этих двух групп, тем лучше будет состояние этих фондов.

Финансы предприятий. Объем таких децентрализованных денежных фондов напрямую зависит от состояния налоговой системы государства. Если налоговая система государства достаточно "щадящая" и объем налоговых платежей невелик, то децентрализованные фонды государства растут. Это хорошо, поскольку средства этих фондов будут оставаться в государстве и использоваться для различных нужд.

Кредит. Государственный и муниципальный кредит представляют собой механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах. Деньги, которые лежат в банках без движения - за счет них банк сам дает кредиты.

Методы финансовой деятельности ориентированы на практическое освоение и обеспечение финансовой действительности. Направленные на конкретный результат реализации власти в сфере финансов, методы подчинены решению как общей цели, так и конкретных задач и функций. Методы отражают качественную сторону финансовой деятельности, так как позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений <1>.

<1>

Финансовая деятельность как практически-организующая динамическая система во всем своем многообразии проявлений осуществляется различными методами, обусловленными ее целевым назначением, задачами и функциями. Единство цели обеспечения финансами государственных потребностей достигается общими методами, обусловленными публичным характером и особой целенаправленностью финансовой деятельности. Реализация задач и функций предполагает более конкретные и по отношению к общим методам специальные приемы и способы достижения результата. В специальной литературе в большей степени получили разработку методы аккумуляции, распределения и использования финансовых фондов и в меньшей степени методы реализации отдельных функций. Это связано с узкой трактовкой содержания финансовой деятельности, процедурно или функционально сведенной к сбору, распределению и расходованию денежных средств. Каждая из функций финансовой деятельности (планирование, прогнозирование, регулирование, координация и контроль) использует свои специфические методы. Например , финансовый контроль как функция деятельности в основном обеспечивается методами проверок и ревизий, а финансовое планирование - балансовым методом и пропорциональностью в распределении.

Для достижения единой цели финансовой деятельности государство использует общий метод властных предписаний, обеспечивающий органам государственной власти и местного самоуправления финансовые успехи. Вместе с тем, как справедливо замечает Ю.А. Крохина <2>, все больше получают распространение методы рекомендаций и согласований, что обусловлено реализацией принципа федерализма. Особенностью их является производный характер от основного императивного метода в рамках выполнения властного веления <3>. Действительно, согласования между субъектами финансово-правовых отношений возможны, но по поводу более удобного, точного, своевременного исполнения императивной обязанности, то есть согласовывается не сама природа обязанности, а порядок, особенность ее исполнения <4>.

<2> См.: Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. С. 67.
<3> См.: Кучерявенко Н.П. Целостность и системность финансового права. С. 14.
<4> См.: Кучерявенко Н.П. Целостность и системность финансового права. С. 15.

В специальной литературе при характеристике финансовой деятельности и в зависимости от ее задач выделяются три группы методов: аккумулирования, распределения и расходования (использования) денежных фондов <5>. Нередко в учебной литературе методы распределения либо не выделяются, либо заменяются методами использования или отождествляются с ними <6>. Однако система межбюджетных и иных межфондовых отношений без распределительных приемов и способов существовать не может. Так, Ю.А. Крохина обращает внимание на то, что действие принципа федерализма в бюджетном праве наиболее существенные изменения вносит в межбюджетные отношения, что обусловливает такую особенность специального метода межбюджетного регулирования, как применение различных форм финансовой помощи субъектам Российской Федерации <7>. Не отрицая возможность распределения денежных средств методами расходования, следует выделять и специальные распределительные механизмы в финансовой деятельности.

<5> См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. 1999. С. 21 - 23; Зуев В.М. Финансовое право Российской Федерации: теория общей части. С. 51 - 55.
<6> См.: Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М.: ТЕИС, 1995. С. 4; Финансовое право. М.: БЕК, 1995. С. 9 и др.
<7> Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. С. 68.

Решение задачи по аккумуляции денежных средств в те или иные фонды достигается путем привлечения обязательных и добровольных платежей, а также способами хозяйственной деятельности. В системе обязательных платежей доминирует налоговый метод, посредством которого формируется основа всех российских бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Наряду с налоговым методом, включающим в себя установленные налоговым законодательством налоги, сборы, пошлины как обязательные подати (повинности), метод обязательных неналоговых платежей - это изъятие сборов, пошлин и иного обязательного взимания, не предусмотренного налоговым законодательством. К ним относятся патентные пошлины, сборы за технический осмотр транспортных средств, за участие в конкурсах и аукционах, оформление и выдачу документов, оказание услуг.

Методы добровольного привлечения денежных средств на нужды государственных и муниципальных фондов представлены особыми способами непринудительного характера. Это различные формы государственного и муниципального кредита, добровольного государственного страхования, а также пожертвований, благотворительности в виде взносов юридических и физических лиц на добровольных началах.

Методы мобилизации доходов по результатам хозяйственной деятельности пока еще находятся в зачаточном состоянии. Различные способы отчуждения, передачи в пользование или в аренду и иного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не дают должного эффекта. Бюджетный кодекс РФ (ст. 42) дает неокончательный перечень таких доходов и возможны иные способы изъятия. К сожалению, Кодекс практически не затрагивает проблему определения режима использования для неналоговых доходов в интересах пополнения бюджетов <8>.

<8> Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.А. Бюджетное право России. С. 46.

К методам распределения в финансовой деятельности относятся приемы и способы регулирования доходов в межбюджетных и иных межфондовых отношениях. Основным методом является передача собственных доходов федерального или регионального бюджета в бюджеты других уровней по нормативам, устанавливаемым законами о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и на срок не менее трех лет. Нормативное распределение установлено и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 7). Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами местного самоуправления.

Вспомогательными методами распределения в бюджетной сфере являются различные формы финансовой помощи. Это дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Передачу денежных средств на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности из специальных фондов финансовой поддержки регионов или муниципальных образований принято называть трансфертами или нормативно-долевой дотацией. Далее это субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов. Наконец, к финансовой помощи отнесены бюджетные кредиты и ссуды (ст. 133 БК РФ). Методы распределения характерны и для государственных внебюджетных фондов. Так, согласно ст. 91 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" установлен предельный объем субвенций бюджету Пенсионного фонда РФ. Выравнивание финансовых условий для деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется также путем предоставления субвенций.

Для расходования государственных и муниципальных денежных средств основными методами являются финансирование и кредитование конкретных потребностей из собственных или управляемых денежных фондов. В отличие от распределительных приемов и способов использование денежных поступлений производится в плановом порядке на потребности, указанные в финансовом плане определенного фонда денежных средств. Конкретность фонда или указание источника финансирования и кредитования при этом обязательно. Таким образом, финансирование как метод расходования денежных средств есть безвозмездный и безвозвратный отпуск денежных средств целевого назначения в соответствии с расходной частью финансового плана определенного фонда. Кредитование как метод расходования в финансовой деятельности есть возмездный и возвратный отпуск денежных средств на конкретные сроки и на установленные цели. Разновидностью кредитования является беспроцентная ссуда как возвратный отпуск денежных средств целевого назначения и в плановом порядке, но на бесплатной основе.

Одним из направлений особенно для муниципального кредитования в новых условиях может стать развитие взаимного кредита среди муниципальных образований. Он зарождается как один из важнейших приемов и способов, позволяющих объединять финансовые ресурсы как внутри отдельных муниципальных образований, так и межмуниципальные денежные средства. Взаимное кредитование дает прямую возможность уменьшить бюрократическую опеку, содействует объединению муниципальных образований и выгодно в том отношении, что при нем чистая прибыль поступает в пользу самих же заемщиков. Кроме финансирования и кредитования в сфере финансовой деятельности применяются другие дополнительные приемы и способы. В частности, для страховой деятельности - выплата страхового возмещения, для рынка ценных бумаг - выплата дивидендов владельцам ценных бумаг, при возмещении ущерба - компенсационные выплаты и некоторые другие.

В процессе осуществления отдельных функций финансовой деятельности применяются особые методы их реализации. Собственные приемы и способы характерны для каждой функции, они зависят от особенностей в решении отдельных задач финансовой деятельности, от специфики их реализации на разных уровнях российского финансового федерализма.

Финансовое планирование как функция, охватывающая бюджетное, налоговое, кредитное, денежно-расчетное и валютное планирование, осуществляется посредством прежде всего системного метода его реализации. Системность методологии планирования необходима для увязки всех финансовых планов в решении общей цели и отдельных задач финансовой деятельности. Пропорциональность, сбалансированность финансовой деятельности и координация ее задач и функций достигаются посредством методов баланса и пропорций. Балансовый метод позволяет путем применения необходимых расчетов проверять реальность и сбалансированность плана. Наконец, для укрепления планового кругооборота денежных средств и расчетной дисциплины в финансовом планировании необходим расчетный метод. Расчетный метод в планировании позволяет определить расчетную прибыль, рентабельность, себестоимость в производстве, расчетные цены для реализации товаров, работ, услуг, расчетный баланс в связях с зарубежными государствами.

Методы реализации функции прогнозирования непосредственно связаны с перспективным финансовым планированием, но вместе с тем имеют собственные приемы и способы. Для прогнозирования важными являются углубленный анализ и высокая степень обобщения финансовых результатов, научное предвидение ожидаемых согласно прогнозу событий. Далее необходим учет позитивных и негативных сторон финансового законодательства и его влияния на тенденции социально-экономического развития, а также тактику и стратегию финансовой политики. Наконец, следует серия аналитических оценок и расчетов для получения информации о будущем развитии тех или иных сторон финансового механизма в условиях рынка.

Методы финансового регулирования отличаются широким многообразием и направлены на упорядочение тех или иных действий в финансовой сфере, на создание определенного порядка и укрепление финансовой дисциплины. Являясь производными от методов правового регулирования, методы финансового регулирования индивидуализированы по видам финансовой деятельности, ее задачам и функциям и органам, их осуществляющим. Методы бюджетного регулирования призваны создать условия для организации бюджетной системы России и межбюджетных отношений в ней. Они включают в себя приемы и способы по выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности, сбалансированности всех бюджетов, ограничение их дефицитности. В своем проявлении они представляют собой нормативное установление условий использования финансовой помощи, правил, регулирующих дефицит бюджета, формирование собственных доходов и т.д.

Методы налогового регулирования направлены на обеспечение финансовых потребностей казны государства и носят фискально-экономический характер. Налоговые методы не следует сводить только к способам изъятия налоговых платежей. Регулирующая функция налоговой системы в основном реализуется через систему установления налоговых льгот, преференций, вычетов, кредитов и через систему налоговых санкций. Банк России, являясь органом валютного регулирования, определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. Банк России устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами операций с российской валютой <9>. В валютном регулировании применяются методы нормативно-правового обеспечения, установления правил, выдача разрешений, ограничение валютных операций, лицензирование, учет, отчетность и статистический анализ. В целях регулирования валютного рынка устанавливается предел отклонения курса на покупку иностранной валюты от курса ее продажи. К методам финансового регулирования рынка ценных бумаг следует отнести: а) установление обязательных требований к эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг; б) регистрацию выпуска эмиссий и проспектов эмиссии; в) лицензирование деятельности участников рынка.

<9> Указанием Банка России от 10 сентября 2001 г. N 1030-У установлен уведомительный порядок проведения валютных операций, связанных с получением юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте на срок более 180 дней.

Координация как функция финансовой деятельности, предопределяющая общее направление, с одной стороны, есть метод финансового регулирования, но вместе с этим несет и самостоятельную нагрузку. Например , в целях финансового оздоровления Правительство РФ осуществляет координацию деятельности представителей от федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам <10>. Методика координирования в финансовой деятельности разнообразна и зависит от органов, ее осуществляющих, сферы воздействия и функционального назначения. Координация по осуществлению финансового контроля различными системами контрольных органов достигается посредством создания единой информационной базы, согласования усилий, методологических установок. К сожалению, пока нет единого координирующего органа в этой сфере.

<10> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Финансовый контроль как функция финансовой деятельности осуществляется своими собственными методами. К ним относятся совокупность приемов и способов по достижению результата контрольных действий и реагирования на выявленные недостатки. Разнообразие видов, организационных структур и многоплановость целевых установок финансового контроля порождают многообразие его методов. В обобщенном виде способы выявления можно представить как наблюдение, ревизии, проверки, обследования, инспектирование, инвентаризация, отчетность, анализ информации и другие. А методы реагирования по результатам контрольных действий - это приемы и способы принудительного или поощрительного характера. К ним следует отнести восстановление нарушенных прав, возбуждение преследования, возмещение вреда, применение санкций, предложения о поощрениях.

Таким образом, финансовая политика переходного периода к рыночным отношениям предопределила возрастающее значение методов финансовой деятельности для дальнейшего экономического развития Российской Федерации. Эти методы наполняются новым содержанием и подвержены изменениям, как и само финансовое законодательство. Отличаясь своим многообразием, методы финансовой деятельности находятся в прямой зависимости от объекта воздействия, особенностей организационно-правового статуса субъекта их осуществления, целей, задач и функций самой деятельности.

» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

  • экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансовая система РФ, ее состав

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

  • с входящими в нее и ;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • , объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).

Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов , специально созданных для управления финансами и для осуществления в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья : бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства . Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам ; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет .

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

  • Российской Федерации;
  • Российской Федерации;
  • Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

    Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

    По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

    По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

    • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
    • подзаконные.

    Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

    К финансово-плановым актам относятся:
    • основной финансовый план государства — РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
    • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
    • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
    • финансовые планы страховых организаций;
    • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
    • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
    • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

    Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.



 

Возможно, будет полезно почитать: