Бюджетный кодекс смета. Бюджетная смета для казенных учреждений

Бюджетной сметой называют плановый документ, который определяет лимиты обязательств казенного учреждения в соответствии с утвержденными классификаторами расходов (ст. 6 БК РФ). По сути это специальный бланк, на основании которого финансируется госучреждение.

Образец и порядок составления утверждения и ведения бюджетных смет ОКУД 0501012 утвержден приложением № 1 к Приказу Минфина России от 14.02.2018 № 26н. Обратите внимание, что форма 0501012 на 2020-2020 год изменена, и составлять документ по нормам 2018 года недопустимо.

Важно не путать два понятия. Смета бюджетного учреждения не является унифицированной формой ОКУД 0501012. Так часто называют другой документ, который представляет собой образец сметы доходов и расходов бюджетного учреждения на финансовый год и плановый период. На сегодняшний день документом, в котором указываются значения доходов и расходов в организациях неказенного типа, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (ПФХД). ПФХД не имеет унифицированной формы по ОКУД, но требования к ПФХД закреплены Приказом Минфина от 31.08.2018 № 186н.

Общие требования к ведению определяет законодатель (новый Приказ № 26н). Составлять БС придется с учетом индивидуальных требований учредителя. Порядок составления, утверждения и ведения бюдж. смет устанавливает главный распорядитель (ГРБС), в ведении которого находится организация. Обратите внимание, что Приказ Минфина 112н по составлению сметы на 2020 год не действует, он утратил силу 31.12.2018.

Новая структура документа

Законодатели скорректировали форму. Структура документа разрослась, введены новые разделы. Их содержание:

  • в разделе № 1 указывают только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам;
  • раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.;
  • раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов государственного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантии и по резервным расходам;
  • раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц;
  • раздел № 5 — здесь указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию;
  • раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация.

Основные правила составления

Форма составляется на один финансовый год и плановый период на основании утвержденных ГРБС расчетных показателей, которые характеризуют деятельность организации и доведенные лимиты бюджетных обязательств (ЛБО). Например, в 2020 году придется составить БС не только на текущий финансовый год, но и на плановый период — это 2021 и 2022. Составляется форма бюджетной сметы казенного учреждения на 2020 год с учетом объемов финансирования для осуществления закупок товаров, работ или услуг.

Форма 0501012 предоставляется на утверждение с расчетами-обоснованиями плановых сметных показателей, которые использовались при составлении. Эти расчеты-обоснования являются неотъемлемой частью документа. Обратите внимание, с 2020 таких экономических обоснований 95.

Новые формы придется учитывать при разработке и составлении БС. Образец расчетов к бюджетной смете казенного учреждения на 2020 год закреплен в отдельном Приказе Минфина России от 20.06.2018 № 139н.

За нарушение казенной организацией порядка составления и сроков утверждения предусмотрены штрафы от 10 000 до 30 000 рублей для должностных лиц (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Если деятельность учреждения составляет государственную тайну, то БС в таком случае придется составлять обособленно. В остальных случаях федеральные бюджетники готовят документ в специализированной онлайн-системе «Электронный бюджет».

Инструкция по заполнению

Учитывайте следующие правила при составлении БС:

  1. Объемы расходов и их направления должны в строгости соответствовать доведенным ЛБО, в частности по разделам 1-4.
  2. Текущие показатели и код аналитического показателя в бюджетной смете на 2020 год формируйте с учетом новых требований законодательства: Приказы № 132н и № 209н.
  3. Показатели БС и показатели плана закупочной деятельности на отчетный период должны соответствовать по объемам и направлениям финансового обеспечения.
  4. Если учредитель предусмотрел обязательное согласование сметы, то включите в пример заполнения бюджетной сметы на 2020 год отдельную графу «Согласовано». Предусмотрите поля не только для подписи, но и для Ф.И.О. должностного лица с расшифровкой и датой визирования.
  5. Подтвердите показатели БС соответствующими обоснованиями, на основании которых и составлен документ (пункт 8 нового Приказа № 26н).
  6. Если в отношении казенного учреждения главный распорядитель установил госзадание, то при заполнении БС придется учитывать доведенные показатели (п. 2, 3 ст. 69.2 БК РФ).

Федеральные бюджетники обязаны учитывать дополнительные требования к составлению, которые для них утвердил Минфин России.

Особенности и сроки утверждения

Порядок утверждения БС одобряет вышестоящий или главный распорядитель бюджетных средств. Документ утверждают в течение 10 рабочих дней с момента, когда были доведены лимиты бюджетных обязательств до казенного учреждения.

Если деятельность госучреждения сопряжена с государственной тайной, то применяются иные требования. БС с гостайной утверждаются не позднее 20 рабочих дней с момента доведения ЛБО.

Утверждает БС либо сам руководитель, либо иное лицо, которое уполномочено на совершение таких действий. ГРБС вправе предусмотреть эти полномочия для иного лица.

Документ, который утвержден по установленным правилам, необходимо направить ГРБС не позднее дня, следующего за днем, в котором утвердили смету.

Как внести изменения

Иногда возникает необходимость изменений ЛБО, следовательно, и сметных значений. В этом случае организация направляет распорядителю средств государственного бюджета (РБС) предложение о перераспределении доведенных лимитов по кодам бюджетной классификации (КБК). Изменения составляются в унифицированной форме (форма ОКУД 0501013), но с обоснованием и учетом расчетов. Без подтверждающих обоснований ГРБС (РБС) не утвердит изменения.

Если корректировка сметных показателей требует изменений в действующую бюджетную роспись на 2020 год и объемов ЛБО, то сначала вносят уточнения в документы, а только потом утверждают изменения.

Смета в электронном бюджете

Федеральные казенные госучреждения обязаны отражать БС в системе «Электронный бюджет», если их деятельность не сопряжена с государственной тайной. Региональные и муниципальные организации не обязаны вести документацию в ЭБ, но порой ГРБС требуют ведение электронной версии БС.

Интернет-система предназначена для достижения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности учреждений и для повышения качества управления финансами. В 2020 году сметы в системе заполняют в обязательном порядке все организации.

Прикладывать экономические расчеты-обоснования необходимо. Корректировки показателей вносим аналогичным образом не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ЛБО до получателя. Утверждать внесенные уточнения теперь вправе исключительно ГРБС, а не вышестоящий распорядитель.

Смета — это расчетный документ, формирующийся при планировании бюджета казенными учреждениями. По ст. 6 БК РФ, в БС отражаются утвержденные лимиты бюджетных обязательств. Унифицированная форма по ОКУД — 0501012 (Приказ Минфина от 14.02.2018 № 26н).

В 2020 году вышестоящим органом, регламентирующим ведение БС для казенных учреждений, является главный распорядитель средств из бюджета того регионального или муниципального уровня, в котором функционирует определенное КУ. ГРБС вправе изменить порядок подготовки и подачи плановой документации и утвердить собственные расчетные бланки.

Смета формируется сроком на финансовый год и плановый период. Основа ее заполнения — утвержденные главным распорядителем показатели бюджета и доведенные до учреждения ЛБО. Сформированный документ является основой для составления плановой документации для ведения учреждением закупочной деятельности (план закупок, план-график).

План финансово-хозяйственной деятельности или бюджетная смета

У бюджетников и автономных учреждений есть особая разновидность планово-расчетной документации — план финансово-хозяйственной деятельности. Понятия БС и ПФХД не тождественны. Эти плановые документы имеют ряд явных различий:

  1. АУ и БУ вправе распределять и использовать поступления от приносящей доход деятельности на свое усмотрение. Организации этого уровня самостоятельно вносят изменения в раздел ПФХД «Приносящая доход деятельность». Все доходы от предпринимательской деятельности КУ распределяются как доходность бюджета (за исключением пожертвований), поэтому распоряжаться такими поступлениями казенные учреждения вправе только после вступления в силу изменений в действующее законодательство.
  2. БС формируется на очередной финансовый период — год и утверждается главным распорядителем. Внесение изменений в смету регулирует ГРБС. ПФХД составляется одновременно на финансовый год и плановый период и утверждается учредителем АУ, БУ. Порядок внесения изменений регламентирует Минфин РФ.
  3. БС формируется по показателям доходов и расходов, которые всегда равны. ПФХД состоит из поступлений (субсидии на ГЗ и МЗ, целевые средства, инвестиции из бюджета, поступления от оказания основных и платных услуг и иной приносящей доход деятельности) и выплат, причем выплаты не всегда равны поступлениям.
  4. БС разрабатывается по нормативам Приказа № 26н в разрезе классификации расходов бюджета, ПФХД регулируется Приказом Минфина от 31.08.2018 № 186н.

Как заполнять

Смета формируется на основании полученных КУ уведомлений об объемах финансирования. Все ЛБО учитываются в строгом соответствии с их целевым назначением. Объемы финансирования распределяются постатейно на основании КБК (Приказ Минфина № 132н от 08.06.2018). Чтобы правильно составить образец заполнения сметы на 2020 год, следуйте рекомендациям:

  1. В разделе № 1 указывают только итоговые показатели сметы, то есть сводные данные по всем разделам.
  2. Раздел № 2 — расшифровываем ЛБО по расходам на выполнение функций казенных учреждений, раскрываем информацию об основных видах затрат госучреждения, в том числе оплату труда, иные выплаты персоналу, закупки товаров (работ, услуг), уплату налогов и иных обязательных платежей, возмещение ущерба и т. д.
  3. Раздел № 3 — ЛБО по расходам на предоставление отдельных видов бюджетного финансирования, в том числе раскрывается информация о следующих направлениях: инвестиции, субсидии, межбюджетные трансферты, платежи, взносы и перечисления субъектам международного права, обслуживание госдолга, исполнение судебных актов, госгарантии и по резервным расходам.
  4. Раздел № 4 — раскрываем сведения о ЛБО по расходам получателя бюджетных средств на закупки товаров (работ, услуг) в пользу третьих лиц.
  5. Раздел № 5 — здесь указываем информацию об объеме и направлениях расходов на исполнение принятых публичных нормативных обязательств, указываем справочную информацию.
  6. Раздел № 6 — курс иностранной валюты к рублю, указывается исключительно справочная информация. Напомним, что все операции, совершенные в иностранной валюте, пересчитывают в рубли по соответствующему курсу.

Составляют в течение 10 рабочих дней после доведения до КУ лимитов бюджетных обязательств.

Сформированную, проверенную и подписанную главным бухгалтером БС утверждает руководитель КУ. Согласовывает плановый документ и все приложения-обоснования к ней руководитель ГРБС (при необходимости). Если расчеты не будут согласованы вышестоящим органом, они будут считаться нецелевыми, а БС признают недействительным документом.

Изменения в БС вносятся в случае изменения текущих ЛБО в части их увеличения или уменьшения в течение 10 рабочих дней после доведения до КУ измененных лимитов.

Составление проекта бюджетной сметы в «Электронном бюджете»

Все ПБС в обязательном порядке размещают плановую документацию в ГИС «Электронный бюджет». Чтобы подготовить образец проекта бюджетной сметы на 2020 год в Электронном бюджете, следуйте инструкции к бюджетной смете с официального сайта Минфина .

Шаг 1. Распакуйте файл SpoSmeti2018.rar и установите программу на компьютер. Желательно не использовать русский язык для названия папок и файлов.

Шаг 2. Запустите программу. Файл найдете по адресу \SpoSmeti2018\Client\EditorPro.exe.

Шаг 3. Откройте базу данных, выбрав пункт меню «Файл» - «Открыть». Вам нужен файл Бюджетные сметы.xml. Найдете его по адресу \SpoSmeti2018\Base\

Шаг 4. Заполните все окна справочника «Полномочия и реквизиты» и нажмите Сохранить.

Шаг 5. Чтобы загрузить расходные расписания и введите доведенные ранее ЛБО, создайте новую версию сметы. Для этого на вкладке «Ведение смет» выберите «Версии смет», а затем в контекстном меню пункт «Создать новую версию». Введите название и нажмите Сохранить.

Шаг 6. Теперь на вкладке «Ведение смет» выберите «Версии смет», вызовите контекстное меню и выберите пункт «Загрузить расходное расписание». Укажите путь к нужному файлу с расписанием и нажмите Открыть.

Шаг 7. Создайте строки «КБК». Для этого на вкладке «Ведение смет» выберите «КБК», вызовите контекстное меню, выберите пункт «Добавить новый элемент», а затем — «КБК».

Шаг 9. Введите ранее доведенные ЛБО. Для этого:

  1. Наведите курсор на строку КБК, правой кнопкой мыши откройте контекстное меню и выберите «Ранее доведенные ЛБО».
  2. В новом окне введите суммы и нажмите на «Сохранить».
  3. Повторите для каждой строки КБК.

#смета #бюджетнаясмета #бюджет #Россия #финансы

На основании п. 2 ст. 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и по бюджетной смете.

К полномочиям казенных учреждений согласно положениям ст. 162 БК РФ относятся составление и исполнение бюджетной сметы.

Приведем основные понятия из ст. 6 БК РФ:

Определение

Пояснение

Казенное учреждение Государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы
Бюджетная смета Документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения
Лимит бюджетных обязательств Объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде)

Как указано в ч. 1 ст. 221 БК РФ, бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений установлены Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н (далее - Общие требования).

Главный распорядитель средств бюджета утверждает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных учреждений в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе с учетом Общих требований. Например, такой порядок утвержден:

Приказом Минобороны РФ от 20.09.2013 N 670 для учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны;

Распоряжением ФСИН РФ от 16.11.2010 N 260-р для органов уголовно-исполнительной системы;

Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 10.04.2014 N 82 для федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, судебного департамента при ВС РФ и его органов;

Приказом МВД РФ от 20.04.2009 N 304 для территориальных органов МВД и казенных учреждений, входящих в систему МВД.

При этом главный распорядитель средств бюджета вправе установить для отдельных учреждений и (или) групп учреждений особенности с учетом:

Данных, полученных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

Результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

Данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства РФ по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Составление бюджетной сметы

Согласно п. 2 ст. 221 БК РФ, п. 3 Общих требований составлением бюджетной сметы является установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

В силу ст. 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:

Оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ;

Закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;

Уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

Возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Показатели бюджетной сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ. При этом главный распорядитель, распорядитель средств бюджета, учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей (п. 4 Общих требований).

Примечание. При доведении главным распорядителем средств бюджета лимитов бюджетных обязательств казенное учреждение СМИВ составляет в установленные сроки бюджетную смету.

Таким образом, дополнительно в смете казенного учреждения СМИВ должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения сметы, исходя из характера и особенностей его деятельности, а также экономического содержания проводимых хозяйственных операций. Например, Минфин в Письме от 18.08.2014 N 02-01-10/41203 разъяснил, что указанный в смете показатель лимитов бюджетных обязательств по статье 310 “Увеличение стоимости основных средств” КОСГУ может быть детализирован до видов основных средств - мебель, автомобили, оборудование и т.д.

К представленной на утверждение бюджетной смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованные при ее формировании и являющиеся ее неотъемлемой частью.

Формирование показателей сметных назначений

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств (п. 6 Общих требований).

Примечание. В соответствии с положениями п. 2 ст. 69.2 БК РФ при составлении бюджетной сметы используются показатели государственного задания.

Так, согласно п. 8 Положения N 671*(1) главные распорядители средств федерального бюджета при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать:

Нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг;

Нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления федеральному казенному учреждению.

При этом применяются положения Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минфина РФ N 137н, Минэкономразвития РФ N 527 от 29.10.2010.

В частности, порядок формирования нормативных затрат на оказание соответствующих государственных услуг установлен:

Приказом ФСБ РФ от 25.09.2012 N 482, утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание федеральными государственными казенными учреждениями, находящимися в ведении ФСБ, государственных услуг и нормативных затрат на содержание имуществ;

Приказом СК РФ от 05.02.2015 N 9-ф, утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральными государственными казенными учреждениями, находящимися в ведении СК РФ.

Например, показатели в плановых назначениях бюджетной сметы в отдельных случаях могут формироваться в объемах фактического потребления за пришлые годы. Так, п. 17 Приказа СК РФ N 9-ф установлено, что нормативные затраты на приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.

Смета казенного учреждения силовых министерств и ведомств составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд, предусмотренных при формировании планов закупок. Порядок определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ и подведомственных им казенных учреждений в части закупок товаров, работ, услуг установлен Постановлением Правительства РФ N 1084*(2) (далее - Правила N 1084). Например, при утверждении нормативных затрат в отношении проведения текущего ремонта федеральные государственные органы учитывают его периодичность, предусмотренную п. 61 Правил N 1084.

Согласно положениям данного пункта затраты на проведение текущего ремонта помещения определяются исходя из установленной федеральным государственным органом нормы проведения ремонта, но не реже одного раза в три года. При их расчете используются требования Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88(р), утвержденного Приказом Госкомархитектуры РФ от 23.11.1988 N 312.

Нормативные затраты на проведение текущего ремонта рассчитываются по формуле:

По результатам технических осмотров, производимых в пределах пяти лет, и с учетом физического износа в 2016 году необходимо провести текущий ремонт гаража казенного учреждения СМИВ, в том числе:

Мягкой кровли крыши площадью 700 кв. м, стоимость 1 кв. м равна 500 руб.;

Внутренней отделки помещения: стен площадью 2 000 кв. м, стоимость 1 кв. м - 150 руб., и потолков площадью 500 кв. м, стоимость 1 кв. м - 80 руб.;

Полов из плитки площадью 400 кв. м, стоимость 1 кв. м - 360 руб. Лимиты бюджетных обязательств доведены в объеме 850 000 руб.

Нормативные затраты на проведение текущего ремонта составят по договорам (контрактам):

1) на ремонт мягкой кровли - 350 000 руб. (700 кв. м х 500 руб.);

2) на внутреннюю отделку помещения - 348 000 руб. (2 000 кв. м х 150 руб. + 600 кв. м х 80 руб.);

3) на ремонт пола из плитки - 144 000 руб. (400 кв. м х 360 руб.). Расчет к бюджетной смете производится по статье 225 “Работы, услуги по содержанию имущества”:

В бюджетной смете казенного учреждения СМИВ расходы на текущий ремонт отразятся так:

Бюджетная смета на 2016 год

Наименование показателя

Код по бюджетной классификации РФ

Сумма в тыс. руб.

подраздела

целевой статьи

вида расходов

Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд
Работы, услуги по содержанию имущества
Техническое обслуживание и текущий ремонт зданий

Общий объем затрат, связанных с закупкой товаров (работ, услуг), рассчитанных на основе нормативных затрат, не может превышать объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на закупку в рамках исполнения федерального бюджета.

Таким образом, утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств по обеспечению выполнения установленных функций.

Утверждение бюджетной сметы

Пунктом 8 Общих требований предусмотрено, что бюджетная смета утверждается:

Руководителем учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета;

Руководителем главного распорядителя бюджетных средств для учреждения, не являющегося главным распорядителем бюджетных средств, если главным распорядителем не предусмотрен иной порядок, в соответствии с которым может быть предоставлено право утверждать сметы руководителю распорядителя средств бюджета учреждений, находящихся в его ведении, либо непосредственно руководителю учреждения.

Ведение бюджетной сметы

Под ведением смет понимается внесение в них изменений в пределах доведенных в установленном порядке бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.

Внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей, при которых суммы увеличения отражаются со знаком плюс и (или) суммы уменьшения объемов сметных назначений отражаются со знаком минус.

Поправки в смету вносятся в случаях (п. 11 Общих требований):

Изменяющих объемы сметных назначений при изменении объема лимитов бюджетных обязательств;

Изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и лимитов бюджетных обязательств;

Изменяющих распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;

Изменяющих распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;

Изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, установленным в соответствии с п. 4 Общих требований, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.

Кроме того, соответствующие изменения в утвержденные показатели бюджетной сметы вносятся в целях перераспределения между целевыми статьями, видами расходов и КОСГУ для недопущения образования неиспользованных остатков бюджетных средств и кредиторской задолженности по итогам года, а также в случае блокировки (уменьшения) лимитов бюджетных обязательств по фактам их нецелевого использования (п. 40 Приказа Минобороны РФ от 20.09.2013 N 670, п. 10 Приказа МВД РФ от 20.04.2009 N 304).

Согласно п. 12 Общих требований в случае, если внесение изменений в смету требует корректировки бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, оно утверждается после внесения в установленном порядке соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя средств бюджета и изменения лимитов бюджетных обязательств.

Внесение изменений в бюджетную смету учреждения осуществляется в порядке, определенном распорядителем средств. Например, в соответствии с п. 11 Приказа МВД РФ N 304 МВД вправе указывать и обязывать вносить соответствующие изменения в утвержденные руководителями территориальных органов МВД и казенных учреждений, входящих в систему МВД, показатели сметных назначений.

При этом изменения, внесенные в бюджетную смету, утверждаются в том же порядке, в котором была утверждена сама смета.

Проект сметы

В целях формирования бюджетной сметы на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год казенное учреждение в сроки, установленные вышестоящим распорядителем средств бюджета, составляет и представляет ему на рассмотрение проекты бюджетных смет, к которым прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании проектов, и пояснительная записка. При подготовке проекта бюджетной сметы казенным учреждениям следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ*(3) в редакции Приказа N 90н*(4).

При этом следует учитывать положения ст. 221 БК РФ, согласно которой показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств:

По кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов;

Дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления.

Минфин в Письме от 14.05.2015 N 02-05-11/27759 “О методических рекомендациях по порядку применения бюджетной классификации при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов)” разъясняет, что главным распорядителем бюджетных средств в целях организации исполнения бюджета (бюджетной росписи) по расходам при распределении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств может быть установлена на уровне бюджетных смет подведомственных казенных учреждений дополнительная управленческая детализация по кодам КОСГУ - дополнительно (сверх) к двадцатизначному коду бюджетной классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья расходов, вид расходов).

Ответственность за нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет

Статьей 15.15.7 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Под должностным лицом согласно ст. 2.4 КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом в силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Следовательно, административная ответственность применяется в отношении должностных лиц, допустивших противоправные действия (бездействие) по составлению, ведению и утверждению бюджетных смет.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671.

*(2) Постановление Правительства РФ от 20.10.2014 N 1084 “О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений” (вместе с “Требованиями к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений”).

*(3) Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.

*(4) Приказ Минфина РФ от 08.06.2015 N 90н “О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н”.

О. Булыгина,

эксперт журнала “Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение”

Журнал “Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 10, октябрь 2015 г.

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет утверждены Приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н (далее - Общие требования). На основании этого документа главные распорядители бюджетных средств устанавливают для подведомственных им учреждений свои порядки. К примеру, в отношении учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения, действует Порядок, утвержденный Приказом Минздрава России от 18.03.2013 N 141.

При установлении такого порядка главный распорядитель вправе определить особенности для отдельных подведомственных учреждений и (или) групп учреждений с учетом (п. 2 Общих требований):

Данных по результатам проверки правильности составления и ведения смет;

Результатов выполнения учреждением сметы за отчетный и (или) текущий финансовый год;

Данных о соблюдении учреждением бюджетного законодательства РФ по результатам проведения контрольных мероприятий, в том числе внутреннего финансового контроля организации бюджетного учета и отчетности учреждения.

Процесс составления бюджетной сметы включает в себя проведение соответствующих расчетов сметных плановых показателей, а также составление проекта бюджетной сметы. Формирование проекта бюджетной сметы на очередной финансовый год осуществляется также согласно установленному главным распорядителем порядку в период формирования соответствующего бюджета на очередной финансовый год. Если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период, главный распорядитель средств бюджета при определении указанного порядка вправе предусмотреть формирование проектов смет на очередной финансовый год и годы планового периода. После утверждения плановых показателей составляется и утверждается бюджетная смета. Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Обратите внимание! Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Контроль за составлением и ведением бюджетной сметы осуществляется главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, органами государственного (муниципального) контроля, органами внутреннего финансового контроля казенного учреждения.

Проверка правильности составления и ведения бюджетной сметы учреждения, как правило, включает в себя:

Обоснованность расчетов плановых сметных показателей;

Своевременность получения от главного распорядителя уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, своевременность и правильность отражения их в бухгалтерском учете;

Своевременность утверждения сметы и внесения в нее изменений.

Структура и содержание бюджетной сметы

Бюджетная смета (свод смет учреждений) (ф. 0501012);

Проект бюджетной сметы (ф. 0501014).

При этом главный распорядитель средств бюджета при установлении порядка составления, утверждения и ведения сметы вправе дополнить форму сметы реквизитами, разделами, а также определить правила ее заполнения. При формировании главным распорядителем свода смет учреждений сводная смета может содержать обобщенные показатели смет учреждений, находящихся в его ведении.

Гриф согласования, который включает в себя слово "СОГЛАСОВАНО", наименование должности согласовавшего смету учреждения должностного лица (включая наименование учреждения), личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования (в случае, если главным распорядителем средств бюджета предусмотрен порядок согласования сметы учреждения);

Гриф утверждения, который включает в себя слово "УТВЕРЖДАЮ", наименование должности лица, утверждавшего смету, личную подпись, расшифровку подписи и дату утверждения;

Наименование формы документа, указание на финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения, и дату составления;

Наименование учреждения, составившего документ, распорядителя бюджетных средств, главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета;

Наименование бюджета;

Единицу измерения (рубль, наименование иностранной валюты);

Различные коды, в том числе коды Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО), Перечня (Реестра) главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета, БК, ОКАТО;

Таблицу, в которой отражены показатели сметы, формирующиеся в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией по разделам, подразделам, целевой статье, виду расходов, коду статей (подстатей) Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). При этом главный распорядитель (распорядитель средств бюджета), учреждение вправе дополнительно детализировать показатели сметы по кодам аналитических показателей;

Гриф подписи руководителя учреждения (уполномоченного лица), руководителя планово-финансовой службы и исполнителя, содержащий наименование должности, личную подпись, расшифровку подписи и дату подписания.

В форму проекта бюджетной сметы дополнительно включены показатели, в которых отражается информация о действующих и принимаемых (планируемых к принятию) обязательствах (на основании расчетов).

Объемы и распределение направлений расходования средств бюджета отражаются в бюджетной смете на основании доведенных до учреждения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года (п. 3 Общих требований).

Согласно ст. 70 БК РФ расходы по обеспечению выполнения функций казенных учреждений включают:

Оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

Оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

Уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

Возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных (согласованных) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на соответствующий финансовый год расчетных показателей учреждения, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

Обоснования (расчеты) показателей, использованных при формировании сметы, обязательно прилагаются к представленной на утверждение бюджетной смете.

Обоснования (расчеты) плановых сметных показателей

При расчете плановых сметных показателей используется информация об объеме бюджетных ассигнований, выделенных казенному учреждению для выполнения его функций и (или) осуществления государственных (муниципальных) услуг с учетом рекомендации главного распорядителя бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств могут предусмотреть в установленном ими порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет формы (таблицы) для осуществления подведомственными учреждениями расчетов сметных плановых показателей.

Однако главные распорядители не всегда дают рекомендации подведомственным казенным учреждениям по расчету нормативных затрат, необходимых для выполнения их функций и (или) осуществления ими государственных (муниципальных) услуг. Для расчета нормативных затрат могут быть использованы Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, утвержденные Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527 (либо аналогичные нормативные акты соответствующего министерства (ведомства), субъекта РФ (муниципального образования)). На это также указано в Письме Минфина России от 11.07.2013 N 16-01-08/26933.

Таким образом, если формы для расчета плановых сметных показателей не установлены вышестоящим органом, они могут быть составлены казенным учреждением самостоятельно в произвольной форме.

Сметные плановые показатели распределяются по видам расходов и кодам КОСГУ.

Обратите внимание! При составлении бюджетной сметы на 2014 г. используются Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

В данных Указаниях содержатся информация об отнесении тех или иных расходов на соответствующие коды КОСГУ (разд. V) и Таблица соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ (Приложение 5).

Приведем в таблице пример распределения расходов по видам и кодам КОСГУ в казенных учреждениях, не являющихся государственными (муниципальными) органами и учреждениями силовых ведомств:

Вид расходов (код, наименование)

Код КОСГУ

Расходы казенного учреждения

111 "Фонд оплаты труда казенных учреждений и взносы по обязательному социальному страхованию"

Расходы на выплату заработной платы, осуществляемые на основе договоров (контрактов), в соответствии с законодательством РФ о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством

Расходы, связанные с начислениями на выплаты по оплате труда

112 "Иные выплаты персоналу казенных учреждений, за исключением фонда оплаты труда"

Компенсации, обусловленные условиями трудовых отношений, статусом работников в соответствии с законодательством РФ

Суточные при служебных командировках

Оплата проезда при служебных командировках

Наем жилых помещений при служебных командировках

Выплата выходного пособия при увольнении

242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий"

Расходы на связь (в том числе телефонную связь, услуги электронной почты, подключение и использование сети Интернет, плата за приобретение сим-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи и т.п.)

Арендная плата в соответствии с договорами ИКТ-оборудования

Расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием ИКТ-оборудования (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик)

Расходы на оплату информационно-консультационных услуг, приобретение неисключительных прав на программное обеспечение и иных аналогичных услуг в отношении ИКТ

Приобретение средств связи, оргтехники, ИКТ-оборудования, технических средств защиты информации и т.п.

Приобретение расходных материалов для оргтехники, ИКТ-оборудования

243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества"

Расходы на капитальный ремонт

Расходы по оплате договоров на реконструкцию

Электротехнические, строительные материалы и прочие материалы, необходимые для проведения капитального ремонта

244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд"

Расходы на связь (в том числе пересылку почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления), оплату маркированных почтовых уведомлений при пересылке отправлений с уведомлением, пересылку пенсий и пособий, приобретение почтовых марок и маркированных конвертов, маркированных почтовых бланков, абонентскую плату за пользование почтовыми абонентскими ящиками, услуги фельдъегерской и специальной связи и т.п.)

Оплата услуг по пассажирским и грузовым перевозкам

Расходы по оплате договоров на потребление газа, электроэнергии, теплоэнергии, воды и т.п.

Арендная плата за пользование имуществом

Оплата услуг по пусконаладочным работам, техническому обслуживанию, ремонту оборудования, текущему ремонту, по содержанию помещений, зданий, дворов, иного имущества и т.п.

Оплата услуг вневедомственной, пожарной охраны, по установке, наладке и эксплуатации охранной и пожарной сигнализации, по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств; расходы на рекламные объявления, приобретение периодической литературы (газет, журналов), изготовление бланков и другие аналогичные расходы

Приобретение медицинского, лабораторного, научного, технологического и иного оборудования, мебели, транспортных средств; пополнение библиотечного фонда и т.п.

Приобретение мягкого инвентаря, обмундирования, медикаментов, химических реактивов, изделий медицинского назначения, посуды, канцелярских принадлежностей, хозяйственных товаров, запасных частей, ГСМ, топлива; расходы на питание больных, работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда, и т.п.

851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога"

Налог на имущество, земельный налог

852 "Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей"

Транспортный налог, налог на прибыль, НДС, иные налоги, государственные пошлины и т.п.

Утверждение бюджетной сметы

В п. 8 Общих требований прописан следующий порядок утверждения бюджетных смет в зависимости от уровня учреждения:

Смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета;

Смета учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем главного распорядителя средств бюджета, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета;

Смета обособленного (структурного) подразделения учреждения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, утверждается руководителем учреждения, в составе которого создано данное подразделение.

Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе в установленном им порядке предоставить руководителю распорядителя средств бюджета право утверждать сметы учреждений, находящихся в его ведении. Руководитель главного распорядителя средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный ему распорядителем средств бюджета.

Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе в установленном им порядке предоставить руководителю учреждения право утверждать смету учреждения. Руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе утверждать свод смет учреждений, представленный (сформированный) распорядителем бюджетных средств.

Согласно п. п. 9, 10 Общих требований в случае доведения государственного (муниципального) задания до подведомственного казенного учреждения руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета предоставляет в установленном им порядке право утверждать смету учреждения его руководителю. А в случае выявления нарушений бюджетного законодательства РФ, допущенных соответствующим учреждением при исполнении сметы, руководитель главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета вправе в определенном им порядке ограничить предоставленное право утверждать смету учреждения руководителю распорядителя средств бюджета (учреждения).

Внесение изменений в бюджетную смету

Вносить изменения показателей бюджетной сметы учреждению предлагается в рекомендуемую форму (ф. 0501013) следующим образом: суммы увеличения отражаются со знаком плюс, уменьшение объемов сметных назначений - со знаком минус.

Внесение изменений в бюджетную смету осуществляется путем утверждения показателей (п. 11 Общих требований):

Изменяющих объемы сметных назначений в случае изменения доведенного учреждению в установленном порядке объема ЛБО;

Изменяющих распределение сметных назначений по кодам классификации расходов бюджетов (кроме кодов КОСГУ), требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО;

Изменяющих распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО;

Изменяющих распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, требующих изменения утвержденного объема ЛБО;

Изменяющих распределение сметных назначений по дополнительным кодам аналитических показателей, установленным п. 4 Общих требований, не требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема ЛБО.

Обратите внимание! Внесение изменений в бюджетную смету, требующих изменения показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и ЛБО, утверждается после внесения в эти показатели изменений в установленном порядке (п. 12 Общих требований).

Бюджетной сметой называют плановый документ, который определяет лимиты обязательств казенного учреждения в соответствии с утвержденными классификаторами расходов (ст. 6 БК РФ). Такой документ имеет унифицированную форму ОКУД 0501012, она утверждена приказом Минфина № 112н от 20.11.2007.

Важно не путать два понятия. Смета бюджетного учреждения не является унифицированной формой ОКУД 0501012. Так часто называют другой документ, который представляет собой образец сметы доходов и расходов бюджетного учреждения на финансовый год и плановый период. На сегодняшний день документом, в котором указываются значения доходов и расходов в организациях не казенного типа, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее — ПФХД). ПФХД не имеет унифицированной формы по ОКУД, но требования к ПФХД закреплены приказом Минфина от 28 июля 2010г. № 81н.

Общие требования к ведению определяет Приказ № 112н. Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет устанавливает главный распорядитель (далее — ГРБС), в ведении которого находится организация. Данное условие действует только до конца 2018 года и только для регионального и муниципального уровней.

Документ составляется на один финансовый год и плановый период на основании утвержденных ГРБС расчетных показателей, которые характеризуют деятельность организации и доведенные лимиты бюджетных обязательств (далее — ЛБО).

Составляется форма ОКУД 0501012 с учетом объемов финансирования для осуществления закупок товаров, работ или услуг.

Форма 0501012 предоставляется на утверждение с расчетами-обоснованиями плановых сметных показателей, которые использовались при составлении. Эти расчеты-обоснования являются неотъемлемой частью документа. За нарушение казенной организацией порядка составления и сроков утверждения предусмотрены штрафы от 10 000 до 30 000 рублей для должностных лиц (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Образец бюджетной сметы на 2018 год

Заполненный образец — форма 0501012, бюджетная смета на 2018 год — доступен для скачивания ниже.

Обратите внимание на важный момент. В 2017 году ГРБС лишили права самостоятельно устанавливать для федеральных казенных организаций и органов:

  • правила заполнения формы 0501012 и 0501013;
  • сроки представления (утверждения);
  • возможность дополнения, уточнения, детализации.

Для казенных учреждений и органов не федерального уровня изменения вступили в силу с 2018 года.

Форма 0501012 состоит из 4 разделов:

  1. Расходы, обеспечивающие деятельность учреждения: заработная плата (в т.ч. пособия), отчисления, налоговые обязательства, командировочные расходы, поставка товаров (работ, услуг) на госнужды, возмещение вреда.
  2. Расходы по предоставлению госинвестиций, трансфертов, субсидий и субвенций. Раздел заполняют государственные (муниципальные) органы и органы управления внебюджетными госфондами.
  3. Прочие расходы, не включенные в первые два раздела. Это расходы, которые не относятся ни к основной деятельности, ни к субсидированию и инвестированию.
  4. Итоговые показатели. В заключительном разделе обобщаются данные по трем разделам.

Как внести изменения

Иногда возникает необходимость изменений ЛБО, следовательно, и сметных значений. В этом случае организация направляет распорядителю средств государственного бюджета (РБС) предложение о перераспределении доведенных лимитов по кодам бюджетной классификации (КБК). Изменения составляются в унифицированной форме (форма ОКУД 0501013), но и обоснование, с учетом расчетов. Без подтверждающих обоснований ГРБС (РБС) не утвердит изменения.

Рассмотрим пример изменений.

В казенной детско-юношеской спортивной школе неисправна канализационная система в здании бассейна. Необходимо провести ремонтные работы на сумму 100 000 рублей. На период простоя бассейна определена экономия в коммунальных платежах (водоснабжение и водоотведение) на сумму 100 000 рублей.

Уменьшение объема сметных данных отражаем со знаком «-», увеличение со знаком «+». Отражаем перераспределение расходных лимитов следующим образом.

Внести корректировку следует в течение 10 рабочих дней, если не установлен другой срок ГРБС (РБС). Показатели уточняются в пределах доведенных объемов лимитов.

Если корректировка сметных показателей требует изменений бюджетной росписи ГРБС и объемов ЛБО, то сначала вносят уточнения в документы, а только потом утверждают изменения.

Отчитываются об исполнении сметы ежеквартально по форме ОКУД 0503137 «Отчет об исполнении смет доходов и расходов».

Бюджетная смета в электронном бюджете

С вступлением в силу приказа Минфина от 30.09.2016 № 168н, который внес изменения в Приказ № 112н, документ отражается в системе «Электронный бюджет». Интернет-система предназначена для достижения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности учреждений, а также для повышения качества управления финансами. В 2018 году сметы в системе заполняют в обязательном порядке все организаци.

Прикладывать экономические расчеты-обоснования также необходимо. Корректировки показателей вносим аналогичным образом не позднее 10 рабочих дней со дня доведения ЛБО до получателя. Утверждать внесенные уточнения теперь имеют право исключительно ГРБС, а не вышестоящий распорядитель.

У хорошего хозяина любым расходам всегда предшествует их тщательное планирование. Определение ориентировочных сумм, которые нужно будет направить на те или иные расходные статьи - это и есть смета затрат. Такой подход применим как к производственной деятельности, так и к повседневной жизни, планированием расходов занимаются на всех уровнях человеческой деятельности.

Определение расчета затрат и его применение

Остановимся подробнее на том, что такое смета расходов. В общем понимании смета затрат – это все предстоящие расходы в рамках одного проекта, необходимые для достижения поставленных целей. Этот документ может составляться добровольно или же в рамках требований действующего законодательства. Как пример, можно привести некоммерческие организации, которые обязаны составлять баланс доходов и расходов. Это касается всех организаций, от детских садиков и школ до различных товариществ.

Пример составления сметы доходов и расходов некоммерческой организации:

Если смотреть с точки зрения предприятия, то смета затрат – это полный перечень расходов компании на производство и продажу своей продукции за конкретный календарный период (квартал, год), который составлен по экономическим видам затрат. В случае, когда смета формируется на услуги или работы, которые фирма планирует осуществить в отношении потребителя своей продукции, то этот документ официально подтверждает:

  • виды и объемы работ, которые будут реализованы в рамках соглашения;
  • себестоимость конечного результата (готового продукта);
  • необходимого для достижения нужного результата времени.

Нередко кроме сумм, предназначенных для оплаты, в смете указываются и источники финансирования. Такое возможно в следующих случаях:

  • организаторами мероприятия выступает несколько фирм, каждая из которых выплачивает определенную сумму расходов;
  • мероприятие организует городской совет, а оплату счетов осуществляют спонсоры – юридические и физические лица;
  • мероприятие организовывается частной фирмой, при этом источником финансирования выступают бюджеты разных уровней (местный, муниципальный или государственный).

Составлением финансовых документов занимаются лица, ответственные за организацию конкретного мероприятия, а в крупных компаниях или на предприятиях специально обученные люди – сметчики.

Что включает в себя смета производственных расходов

Производственная смета затрат характеризует весь объем расходов фирмы, скомпонованных по экономически однородным элементам. Традиционно эта группировка затрат проекта выглядит таким образом:

  • Материальные. Включают в себя средства, которые тратятся на материалы, сырье, полуфабрикаты, приобретаемые комплектующие, различные вспомогательные материалы. Сюда же относят необходимые для хозяйственных нужд энергоносители и топливо, а также производственные услуги других компаний.
  • Оплата труда персонала. Здесь учитываются все выплаты работникам организации, в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты, а также премии.
  • Отчисления в обязательные фонды. Это перечисление денег за своих работников во внебюджетные фонды (социального и медицинского страхования, пенсионный) в соответствии с установленными нормами в зависимости от размера фонда оплаты труда.
  • Амортизация. Затраты равные величине амортизационных отчислений, достаточных для восстановления основных фондов производства.
  • Другие расходы.

    Сюда относят различные сборы и налоги, отчисления в спецфонды, страхование имущества, оплату командировок и сертификации продукции, арендную плату и др.

Это достаточно сложная и детальная смета расходов образец ее мы можем увидеть ниже:

Возьмем более простой пример, не связанный с производством: организацию книжной выставки. В этом варианте все расходы при составлении сметы можно поделить на 2 главные категории:

1. Основные. Сюда включаются все выплаты, связанные с мероприятием, без которых выставка не состоится. Это:

  • аренда зала для проведения выставки и банкетного зала для гостей, их соответствующее оформление;
  • оплата связи, электроэнергии, интернета;
  • банкетное обслуживание (завтраки, обеды, кофе-паузы);
  • транспортные перевозки (доставка до места назначения и обратно оборудования, выставочных экземпляров, важных гостей);
  • работы по погрузке и разгрузке;
  • заработная плата штатных сотрудников и приглашенных конкретно под это мероприятие специалистов;
  • полиграфическая продукция (буклеты, флаеры, программки, приглашения);
  • расходные материалы (бумага, шариковые ручки, блокноты и др.).

2. Накладные. Здесь учитываются издержки, связанные с проводимым мероприятием, но не являющиеся обязательными, например, сувенирная продукция, цветы, культурное обслуживание высокопоставленных гостей.

Пример расходной сметы на организацию и проведение массового мероприятия:

Чем масштабнее проект, тем больше статей расходов приходится учитывать организаторам. Во избежание неприятных моментов, связанных с нехваткой ресурсов, в смету всегда закладывается определенная сумма или процент на непредвиденные издержки, ее размер определяется индивидуально с учетом возможных рисков.

Способы составления финансового документа

Смета затрат на непроизводственные мероприятия может составляться тремя основными способами:

  • Индексный метод предполагает использование нормативных показателей, которые можно скорректировать с учетом индекса текущих цен. Способ применим при условии наличия нормативных точных величин издержек.
  • Аналоговый метод опирается на сметные расценки, использовавшиеся при проведении аналогичных мероприятий. Однако быстро изменяющиеся экономические факторы (инфляция, рост цен на услуги и товары) делают его недостаточно точным, поэтому его лучше использовать в справочных целях, делая расчеты другими, более точными, способами.
  • Ресурсный метод основывается на планировании издержек, исходя из стоимости отдельно каждого вида затрат и последующего их суммирования. Данный способ дает возможность получить самую актуальную и точную информацию, поэтому является наиболее распространенным.
  • При разработке затратной сметы на производство того или иного вида продукции на практике пользуются тремя основными методами: сметным, сводным и калькуляционным.

Сметный метод . Производится расчет издержек в масштабах предприятия в целом, исходя из данных разделов его производственного плана. Эта методика применяется в России чаще всего, поскольку он дает возможность создать единую систему плановых расчетов.

Пример того, какие виды затрат учитываются при этом способе расчета:

Сводный метод . При нем каждый цех просчитывает свои издержки, которые затем сводятся воедино, при этом внутренние обороты между цехами в расчет не берутся. В цеховых сметах учитываются:

  • прямые издержки конкретного цеха на оплату труда и начисления на нее, комплектующие и материальные ресурсы, амортизация;
  • расходы комплексные на услуги, оказанные другими цехами, а также издержки цеховые.

Разработка смет по цехам производится последовательно: сначала заготовительные и вспомогательные подразделения, затем механообрабатывающие и сборочные цеха. Сводный документ – это сумма цеховых смет за вычетом внутреннего оборота и корректировки запасов.

Калькуляционный метод . Он базируется на плановых расчетах, исходя из всей номенклатуры услуг, работ и выпускаемой продукции. При этом комплексные статьи подразделяются на простые элементы издержек.

На основании расчетной себестоимости конкретных изделий, учитывая объемы производства за год, формируется шахматная ведомость, в которой содержатся все калькуляционные статьи затрат и экономические элементы.

После подготовки шахматной ведомости готовится общая смета планируемых затрат на будущий период времени. Полная себестоимость продукции получается после исключения издержек на услуги и работы, не связанные непосредственно с процессом производства продукции, и включения в расчет внепроизводственных издержек и расходов будущих периодов.

Также следует обратить внимание на то, что обязательно должен быть отчет об исполнении сметы затрат, который дает возможность выявить отклонения от утвержденного планом уровня издержек, разобраться в их причинах и, по возможности, избежать в будущем. Отчет передается в бухгалтерию вместе с подтверждающими расходы первичными документами.

Смета затрат на производство это затраты предприятия, связанные с основной деятельностью, за определœенный период независимо от того, относятся они на себестоимость продукции в данном периоде или нет.По этой причине смета на производство и себестоимость всœего объёма продукции не совпадают.

Смета затрат на производство характеризует всю сумму расходов предприятия в разрезе экономически однородных элементов. В промышленности принята следующая группировка затрат по экономическим элементам:

а) материальные затраты включают расходы на:

— сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их возможного использования или реализации);

— покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;

— вспомогательные материалы;

— топливо и энергия, расходуемые на технологические или хозяйственные нужды;

— производственные услуги сторонних предприятий, а также своих хозяйств, не относящихся к основной деятельности, и некоторые другие расходы.

б) затраты на оплату труда включают расходы на оплату труда промышленно-производственного персонала предприятия, включая премии, стимулирующие и компенсационные выплаты;

в) отчисления на социальные нужды отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др.) по установленным нормам от затрат на оплату труда;

г) амортизация базовых фондов затраты, равные сумме амортизационных отчислений на полное восстановление базовых производственных фондов, включая ускоренную амортизацию;

д) прочие затраты , не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат.

Это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, оплата услуг связи, вычислительных центров, затраты на командировки, страхование имущества, вознаграждения за изобретательство и рационализаторство, оплата работ по сертификации продукции, арендная плата и другие.

Смета затрат на производство группирует издержки по элементам затрат независимо от места их возникновения, показывает их ресурсную структуру, что очень важно для анализа факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции.



 

Возможно, будет полезно почитать: