История публичных домов. Публичные дома в царской россии

«Это совсем другое впечатление, когда утром вы передаёте им хлопья и молоко. У вас меняется отношение», – объясняет фотограф. «Они спускаются вниз и становятся более непринуждёнными. Позволяют заглянуть в свой мир».

Макэндрюс поделился фотографиями из своих поездок по борделям. 19 снимков вы увидите ниже, а ещё больше кадров можно посмотреть в книге Марка Макэндрюса «Nevada Rose ».

Когда он только приступил к съёмкам борделей Невады, ожидал найти захудалые места, где полно наркотиков. Но то, что он нашёл в таких заведениях как ранчо Дикая Лошадь (на фото ниже, вид издалека), удивило фотографа.

Он хотел начать с ранчо Moonlite Bunny, которое стало знаменитым после выхода серии «Cathouse» от канала HBO. Когда фотограф обратился к девушкам за разрешением сделать пару кадров, они приняли его за нервного клиента и отказали.

Затем последовало ещё несколько отказов в публичных домах района Карсон-Сити. Тогда одна из проституток посоветовала Макэндрюсу отправиться в меньший городок, например, в Элко, где собственники отличаются большим дружелюбием.

В Элко его ждала первая удача. В таких салонах, как ранчо Старый мост (на фото ниже), гостиная больше похожа на вход в бар. Как только появляется посетитель, женщины выстраиваются в линию, а клиент выбирает ту, что понравится. Это «линейный бордель».

Макандрюс говорит, что ещё есть «городские дома», которые рассчитаны на тех, кто жаждет вечериночной атмосферы, и «загородные дома» для любителей более спокойной и дружественной обстановки.

Оказавшись внутри, клиенты обналичивают деньги для ночных увеселений.

На фотографии Карли из Mona"s Ranch в Элко. Это один из первых снимков, сделанных в самом начале проекта. Фотограф задержался на пять ночей в заведении, где делил ванную комнату с работающими девочками.

Макэндрюсу разрешили делать снимки только при согласии женщин.

Он фотографировал в основном утром и во второй половине дня, когда не было посетителей. Крупноформатную фотокамеру, установленную на штатив, приходилось прятать от гостей, прибывающих по вечерам, чтобы никого не пугать.

Многие публичные дома Невады находятся далеко за пределами городов или в обозначенных районах. Нередко они располагаются в зоне стоянки.

Макэндрюс говорит, что у многих работающих здесь женщин есть дети и бойфренды или мужья.

Стереотипы, с которыми Макэндрюс ожидал столкнуться (наркозависимость, женщины без семьи), существовали, но оказались гораздо менее распространёнными.

Одна из женщин в течение учебного года преподаёт математику в Миннесоте. А в период летних каникул работает в борделях Невады. Гворит, что это её возбуждает.

Бордели – нередко семейный бизнес. Чарли и его мама запустили это дело вместе.

Это Бен, бывший владелец борделя Wild West Saloon в городе Виннемукка с отцом по имени Арт.

Некоторые клиенты не возражали, чтобы их фотографировали. Вот Бретт сидит в борделе Stardust Ranch со своей «дамой на ночь», которую зовут Даймон.

Макэндрюс фотографировал в каждом борделе Невады. Ему потребовался большой дар убеждения.

1716 - Петр I запрещает проституцию при полках и отказывает в бесплатном лечении солдат от «французских болезней» (венерических, в первую очередь сифилиса). Военный устав 1716 требовал пресекать наличия проституток при солдатских полках. В то же время в стране появились публичные дома, количество которых пытались сокращать разными указами и постановлениями, начиная с 1718. Указом 1719 г. таковых солдат и офицеров лишали по увольнении льгот и чинов. В 1721 г. Петр I учреждает «прядительные дома» для «непотребного неистового женского пола» - что-то вроде тюрем для проституток с обязательной трудовой повинностью.



Елизавету Петровну они тоже раздражали, и она учреждает Секретную больницу, она же Калинкин дом - полицейско-исправительное заведение "для непотребных жен и девок". Лечение проводилось "секретным" путем, больные числились под номерами, иногда даже в масках, и имели право не называть своего имени и звания. Лазарет виделся матушке-государыне как несущий воспитательную нагрузку, и пациентов наказывали: сажали одну овсянку, запрещали свидания, надевали смирительную рубашку, а в случае неповиновения заключали в темный карцер.

Из указа Елизаветы I (август 1750 года):

Понеже по следствиям и показаниям пойманных сводниц и блядей, некоторые указываемые ими непотребные (женщины) скрываются... Ее Императорское Величество указала: тех скрывающихся непотребных жен и девок, как иноземок, так и русских, сыскивать, ловить и приводить в главную полицию, а оттуда с запискою присылать в комиссию в Калинкинский дом.

Прядильный дом, он же Калинкинская больница сохранился и до нового времени был НИИ Антибиотиков и Ферментов, по адресам Фонтанки наб. 166, Либавский пер. 2-6, Рижский пр. 41, Рижский пр. 43.


При Екатерине II правительство приняло указы, направленные не только на пресечение занятий проституцией, но и на перевоспитание падших женщин (их направляли работать на фабрики или передавали в «смирительные дома»). Был издан «Устав городского благочестия», в котором вводились обязательные врачебные осмотры и пребывание проституток в специально отведенных для этого районах. 1771 - Сенат издает указ «О безотворотном приеме на фабрики на работу непотребных девок, присылаемых из полицмейстерского управления» - до этого проституток, решивших начать новую жизнь, на работу никуда не брали.

1782 - Екатерина II вводит штрафы для устроителей борделей и полугодовое заключение в смирительном доме для проституток.

Екатерину II равно беспокоили и подрыв экономических устоев необлагаемым налогом промыслом, и распространение сифилиса среди солдат. Поэтому за это можно было сесть, причем, что обидно - за свой счет:
Из принятого при Екатерине II "Устава о благочинии" (от 8 апреля 1782 года): 1. Буде кто дом свой или нанятой откроет днем и ночью всяким людям ради непотребства, с того взыскать пеню 12-дневное содержание в смирительном доме и сажать его в тот дом, пока не заплатит. Буде кто непотребством своим или инаго делает ремесло, от того имеет пропитание, то за такое постыдное ремесло отослать его в смирительный дом на полгода.


1800 - Павел I приказывает ссылать проституток из Москвы и Санкт-Петербурга в Иркутск и обязывает публичных женщин носить желтые платья, «дабы отличаться от других дам». Это были последние карательные меры по борьбе с проституцией в царской России.


Николай I в 1840 вернулся к системе регламентации и врачебно-полицейскому надзору за проституцией. В интеллигентской среде дореволюционной России сложилось представление о проститутках как о «жертвах общества», достойных жалости, а не осуждения.


1843-1844 - Для быстрого ограничения распространения сифилиса в Петербурге и Москве впервые приняты меры, регулирующие проституцию, а не запрещающие ее: появляются специальные «Правила для содержательниц домов терпимости» и «Правила для публичных женщин». Проституток, женщин старше 16 лет, ставят на учет во врачебно-полицейских комитетах, отбирают у них паспорта, а взамен выдают особые свидетельства - «желтые билеты». Их обязуют проходить медосмотр. Бордели разрешают содержать только женщинам, они обязаны обеспечивать чистоту и порядок и не допускать к проституткам малолетних клиентов.

1857 - Открыт первый в России Дом милосердия для несовершеннолетних - он обустроен на деньги великой княгини Марии Николаевны, дочери императора Николая I, для «падших» девочек младше 16 лет. Здесь им преподают курс двухклассного городского начального училища и обучают ремеслам.

После того как указом Николая I жрицы продажной любви были узаконены, учредили Врачебно-полицейский комитет, издали нормативные акты, а тетенькам выдали документ - тот самый желтый билет. Паспорт отбирали и хранили в участке


Да если бы на ниве любви промышляли только они! увы. Конкуренция была жестокая. Были дорогие содержанки (как правило иностранки - мода, престиж; особенно поспособствовал Дюма своей «Дамой с камелиями»). "Встают они поздно, - с явным осуждением писал в 1868 г. анонимный автор "Очерка проституции в Петербурге", - катаются по Невскому в каретах и выставляют себя напоказ во французском театре".
*
Были простушки, часто выходцы из деревень - прислуга, девушки из кондитерских,


Ну и конечно женщины из мира театральных подмостков - хористки, танцовщицы кафешантанов - они составляли серьезную конкуренцию "бланковым" девушкам, пытавшимся найти клиентов в местах общественных увеселений,


а ранее всего - цыганки. Цыганские хоры - это почти обязательный атрибут ночной жизни Петербурга.


В 40-70-х гг. брать на содержание цыганок считалось хорошим тоном даже в аристократических кругах. Причем на то, чтобы принять ухаживания должен был дать согласие хор - это не было частным делом. Кстати сказать, цыганки никогда не числились ни в "билетных", ни в "бланковых" проститутках.
*
Слово же "хористка" в предреволюционной России обозначало профессию и репутацию.


Девушки по окончанию выступления, вступали с клиентами в связь, неимеющую отношения к вокалу. В контрактах, которые они заключали, частооговаривали обязанность «ужинать» с гостями по окончанию концерта.


Владелец увеселительного театра "Буфф" даже провел реконструкцию помещений, соорудив уединенные ложи и кабинеты.


В немногих хористок их поклонники влюблялись, и дело кончалось браком(вспомним Панину, Вяльцеву, Плевицкую). Но чаще судьба певичекзаканчивалась грустно.


1861 - Введено ограничение по возрасту для содержательниц публичных домов - от 35 до 55, а также регламентировано место размещения борделей - не ближе чем 150 саженей (около 300 м) от церквей, училищ и школ.

1901 - Возрастная планка для работы проституток повышена с 16 лет до 21 года. На деле же большинство публичных женщин, даже живших при официальных домах терпимости, младше - от 11 до 19 лет. К этому времени количество зарегистрированных публичных домов в городах России превысило 2400, проституток в домах терпимости - 15 000, а одиночек - 20 000. Впрочем, вряд ли официальные сведения были полными.

1903 - Врачебно-полицейским комитетам поручено разыскивать и привлекать к суду тайных проституток, сутенеров и содержателей притонов, надзирать за легальными борделями и девицами, организовывать их врачебный осмотр и лечение, а также помогать несовершеннолетним, беременным и «возвращающимся к честному образу жизни».


Публичный дом был заведением серьезным.


Он не должен был иметь никаких вывесок, расстояние от него до церквей, школ и училищ должно было быть "достаточно большим".
Внутри публичного дома разрешалось иметь пианино и играть на нем. Все остальные игры были запрещены, особенно настороженно упоминались тут шахматы. Также было запрещено украшать дом портретами царственных особ.



Делились бордели на три категории: высшая оплата до 12 рублей (не более 7 человек в сутки), средняя до 7 рублей (до 12 человек), низшая до 50 коп. (до 20 чел. в сутки). Неисполняющих требования проституток заключали под стражу в уже упомянутый "Калинкин дом".
Т.к. проституция считалась официальной профессией, то публичные дома облагались налогом.
Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 - девушке. Правила эти, полагаю, соблюдались когда как.



*
Из Правил содержательницам борделей, утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:
1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.
2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.
8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет...
10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели...
15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами...
20. Содержательница подвергается также строгой ответственности за доведение живущих у ней девок до крайнего изнурения неумеренным употреблением...
22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.
23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.


*


Билетным предписывалось посещать баню, не уклоняться от медицинского освидетельствования, и ни в коем случае!!! не использовать косметики. Я так понимаю - чтобы не пытаться приукрасить товар/услугу.



Власти были к ним, впрочем, были лояльны: в кабинеты для осмотра разрешали приходить под вуалью, а в документе 1888 года, переизданном в 1910 году, инструкции Министерства Внутренних Дел для чинов сыскных отделений говорилось: п. 18 « …каждый чин сыскной полиции при исполнении … должен быть с лицами женского пола вежлив, серьезен и сдержан в особенности ».


За крепостью веры их особо никто не следил - была бы вымыта да здорова. "Архив судебной медицины и общественной гигиены" отмечает что «публичные женщины религиозны лишь в бытовом смысле слова… они стараются не принимать гостей на Пасху, иногда спрашивают, есть ли у тех крест».



И далее: « Действительно, коммерческая сторона их "предприятия" могла сильно страдать при слишком усердном соблюдении постов». Вот второе замечание мне таинственно. Имеется ввиду, что она в пост не сможет выпивать и закусывать с клиентами? или что от соблюдения постов она утратит пышность форм, необходимую для работы?



Число работающих дам росло, больница у Калинкина моста расширялась. Попечитель ее князь П.В.Голицын в 1830 мрачно отметил что "по неудобству настоящего помещения больных по роду лечения их невозможно ни ожидать, ни требовать успешного лечения» и решительно взялся за перестройку. Кстати, в том числе разделив сознательных и несознательных - проститутки, направленные в больницу Врачебно-полицейским комитетом и добровольно поступившие пациентки содержались отдельно.


Основным источником пополнения обитательниц публичных домов были все-таки низшие сословия - их контингент, как правило, составляли крестьянки и мещанки, - необразованные, не умеющие и не знающие ничего, кроме своей основной профессии, женщины. Изредка, очень редко, попадались и представительницы дворянства или просто интеллигентные, образованные женщины, но это были исключения. Именно поэтому цены на обладание «интеллигентной проституткой» достигали тысячи рублей - изысканный деликатес на любителя и стоил соответственно.
Как же попадали женщины в публичные дома? Обычно, самым банальным для того времени путем - барин обольщал горничную, работницу на фабрике совращал мастер, затем про это узнавали - и женщина оказывалась на улице. А тут их поджидали заботливые «хозяйки» средних лет, которым требовались именно такие, обязательно симпатичные «служанки». Девушек для начала немного подкармливали, обещали щедрый заработок, и уже потом объясняли суть будущей работы. Большинство, намыкавшись по улицам, безропотно соглашались, боясь потерять кров над головой.
Иногда содержательницы борделей набирали девиц из новеньких, только начавших работать на улице и не потерявших еще привлекательности, и тем самым сразу переводили их в более высокий разряд гулящих.



Класс борделя зависел от уровня сервиса: число дам «в соку» (от 18 до 22 лет), наличие «экзотики» («грузинских княжон», «маркиз времен Людовика XIV», «турчанок» и т.п.), а также сексуальными изысками. Само собой, отличались и мебель, и женские наряды, вина и закуски. В борделях первой категории комнаты утопали в шелках, а на работницах сверкали кольца и браслеты, в публичных домах третьего разряда на кровати был лишь соломенный матрас, жесткая подушка и застиранное одеяло. Самые дешевые стоили 30-50 копеек. За один сеанс в дорогих публичных домах клиенты платили по 3—5 рублей, а за ночь — до 15 рублей. Впрочем, «девочку» можно было вызвать из борделя и домой, но уже за 25 рублей. Средняя заработная плата проститутки составляла 8 рублей. Выдача жалования производилась дважды в месяц, в присутствии двоих грамотных «девиц». С такими заработками мадемуазели легкого поведения не вылезали из долгов.


Бордели нередко располагались на одной улице с казенными или частными заведениями вполне благопристойного рода. Впрочем, изучая архивные документы приходишь к выводу: узаконены в Российской империи эти очаги гражданского грехопадения были не от хорошей жизни, а как один из путей борьбы с венерическими заболеваниями. Конкретно - с бушевавшим тогда сифилисом.
Государственный циркуляр от 12 августа 1877 года: «Прогрессирующее развитие сифилиса побудило принять меры по ограничению тайной проституции - главного источника заражения населения. /-/ Под угрозой наказания требовать от каждого мужчины указания женщины заразившей его, для чего он обязан иметь сношение с ней в известном месте, а не в поле или на улице».

Просто подработать на панели было невозможно. Выбирая профессию проститутки, девушка или женщина выбирала уклад жизни. Прежде всего они лишались права свободного проживания. Селиться, прибывать или убывать проститутка могла только в из одного дома терпимости в другой. Категорически воспрещалось использовать на панели девушек моложе 21 года. Помимо жриц любви, обязательному медосмотру подлежали и содержательницы борделя, их незамужние дочери, вся прислуга женского пола. При беременности или дурной болезни следовало незамедлительно известить Врачебно-полицейский комитет. «Прибегать к средствам для истребления беременности у публичных женщин, лечить их знахарками или употреблять лекарства якобы полезные по простонародным преданиям» закон запрещал.



Публичные дома были сравнительно немногочисленны. К примеру по сведениям 1865 года, которые были составлены городским врачом, в Евпатории находилось 2 публичных дома, в которых «занимающихся ремеслом женщин» - 11. Оговаривается, что все они ходят на обследование, а потому известны их имена. Впрочем Евпатория была маленьким городом, и двух подобных заведений ей вполне хватало. А в Петербурге, в 1879 году функционировало аж 206 борделей с численностью контингента в 1528 человек. К концу века большинство из них было сосредоточено в районе Сенной площади. В москве их было больше около 300. Самое большое количество публичных домов находилось в районе между Сретенкой и Цветным бульваром. Только в пяти переулках - Большом Колосовом (Большой Сухаревский), Малом Колосовом (Малый Сухаревский), Мясном (Последний), Соболеве (Большой Головин), и Сумникове (Пушкарев) числилось по 20-30 владений, а всего около 150.



К началу ХХ века в столице борделей стало меньше. В 1909 году работало лишь 32 заведения, а к 1917 году их практически не осталось. Этот процесс шел в основном из-за перехода проституток на вольные хлеба, в разряд так называемых «бланковых».


«Бланковые» проститутки появились в Петербурге как противовес «билетных», работавших в публичных домах. Такие тоже сдавали во Врачебно-полицейский комитет свои паспорта и получали бланк все того же желтого цвета, позволяющий работать на дому. Услуги «бланковых» проституток стоили дорого — до 50 рублей за час. Клиентов они снимали себе в отдельных кабинетах самых дорогих ресторанов Петербурга — «Доминик», «Кюба», «Вена» и других, а потом увозили их в свои шикарные квартиры. В 1915 году было зарегистрировано около 500 таких уютных гнездышек.


1917 - После Февральской революции комитеты общественной безопасности, создававшиеся при уездных и городских думах, массово принимают решения о закрытии домов терпимости.


на фото: "Отдельный кабинет ресторана гостиницы Европейская, 1924 г".


1922 - В новом советском Уголовном кодексе вводится наказание за сутенерство, содержание притонов и вовлечение в проституцию - лишение свободы сроком до 3 лет с конфискацией имущества. При этом сами проститутки считаются жертвами жизненных обстоятельств - их пытаются перевоспитывать. В известном одесском борделе к примеру, открывается комсомольский интерклуб, впрочем назначение заведения мадам Божоле не изменяется влоть до начала 30-х..


Советская власть о продажных дамах тоже заботилась. В 1928 г. наБольшой Подъяческой для них открылся лечебно-трудовой профилакторий.Здесь они лечились, работали в швейных мастерских, учились грамоте.Еженедельно обитательницам город выделял 50 бесплатных билетов в кино,их водили на экскурсии, а в 1929 году даже вывели отдельной колонной напервомайскую демонстрацию.

1929 - С окончанием НЭПа меняется отношение к проституткам - теперь их признают асоциальными элементами, вредящими (иногда сознательно) рабочему классу. Проституток отныне принудительно отправляют на трудовое перевоспитание, для чего создаются специальные исправительные колонии и лечебные профилактории. В 1937 г. эти учреждения входят в систему ГУЛАГа.


картина Б.Григорьева, изображающая даму легкого поведения, называется " Улица блондинок"


1940 - Издание Большой советской энциклопедии 1940 г. провозглашает СССР единственной страной в мире, в которой проституция окончательно ликвидирована, соответственно, и наказаний за нее нет. Эта позиция сохраняется вплоть до перестройки, - в 1987 г. вводится административная ответственность в виде предупреждения или штрафа. Эта мера сохранилась до сих пор.



Заведение мадам Божоле в Николаеве.



Мы все ещё искали работу. Шквал звонков поубавился. А однажды позвонил мужчина. "Очень приличный", как охарактеризовала его мать моего немецкого семейства Биргит. Как она по телефону поняла, что он приличный до сих пор остается для меня загадкой. Тем не менее, приличный мужчина представился Шоршем. Имя меня тоже напрягло, а вот Биргит нисколечки. И предложил работу официантками в кафе. Оплата почасовая, чаевые наши, да ещё и жильё предоставят. Мы перезвонили ему и назначили термин осмотра квартиры. Но как назло именно в этот день я свалилась с кишечным гриппом и отправила вместо себя на встречу подружку с которой я собиралась в той квартире жить. Всё бы хорошо, но она никогда до этого не жила на съёмной квартире и имела весьма слабое представление на что нужно обращать свое внимание.
-Классная квартира!- только и сказала она, обдав меня октябрьским холодом и неторопливо вплывая в мою комнату.
-Что значит классная? Что в ней есть? Три комнаты, как он и обещал?
-Луууучше! 5 комнат
-Как 5? От таких слов я аж вызродоровела и зашевелилась. Тут про трехкомнатную уже с содроганием думаешь, как опачивать, сколько коммунальные услуги выйдут. А она о пяти комнатах речь ведет.
-Так чем больше комнат тем лучше
-А топить их зимой как будем, а потом за отопление платить. Нас всего двое. Зачем нам 5 комнат. Вобщем я перезвонила ещё раз и мы договорились, что я приеду и мы посмотрим обе квартиры ещё раз.
Дяденька оказался полноватым весь такой с усами и курчавыми волосами до плеч, говорящим на шикарнейшем Маннхаймском диалекте, который как говорится фиг поймешь. Он и вправду начал уговаривать нас заселиться в пятикомнатную квартиру, но, согласившись, с моими разумными доводами, показал нам трехкомнатную квартиру. Три комнаты без мебели и кухня, с кухонным гарнитуром и даже оснащённая посудомоечной машиной, сверкнула из угла новейшим холодильником.
-Берем!- тут же согласилась подруга
-Да стой ты! А как же договор?
-Вобщем встретитесь с моим коллегой для передачи ключей, обрадованно подмигнув левым глазом проводил нас Шорш восвояси.
На передачу ключей от квартиры его коллега пригласил нас почему-то на вокзал.
-Бенни, шагнул нам нвстречу и протянул руку одновременно заливаясь от смущения пунцовой краской двухметровый детина. Его румянец, убей, никак не вязался с его дядистёпиным ростом и кулаками как кувалды. -Вот ключи я поехал.
-Какие ключи? Куда поехал? А где договор?- засыпали мы его вопросами. А то сейчас переймём квартиру, а там может все сломано, а нам потом плати.-Давай все по порядку, мы без договора ключи брать не будем.
-Я должен только передать ключи, про договор ничего не знаю. Бенни судорожно схватился за телефон и начал названивать своему приятелю.
Через несколько дней нашему взору все-таки предъявили договор. Все как положено, вот только владельцем значился какой-то другой непонятный дяденька. но нас это мало смущало. Мы довольные перевезли вещи. И зажили на новом месте. Шорш периодически наведывался, кормил нас завтраками по поводу работы, иногда заскакивал на чашку кофе, и просто поболтать, чинил краны, привозил еду в качестве гостинцев. И спрашивая о нуждах "будущих работничков" беззаветно исполнял их. Аргументируя это тем что, вот начнем зарабатывать и сполна ему это все отдадим. Время шло, а воз был и ныне там. Однажды, правда, он даже привез нас в кафе, и мы помогали ему приводить в порядок помещение будущего ресторана и кухню. А в один прекрасный день в квартиру под нами заехала новая соседка.
-Тоже русская, как вы,-загадочно подмигнул нам Шорш, -Наташей зовут.
-О!, землячка, надо познакомиться, обрадовались мы... И как-то встретив у дома маленькое голубоглазое и белокурое существо запросто заговорили с ней.
-Оля, протянула она нам руку, представляясь...
-Как Оля? Шорш сказал...
-Ахахахаха, ну Наташа это псевдоним.
-Чего?
-На моей работе я никогда не представляюсь своим именем. Мои клиенты зовут меня Наташей. Хотите подработать? Могу помочь с трудоустройством.
Подработать мы хотели, но не таким способом. Поднимаясь по лестнице мимо ее квартиры я заметила, что на двери нет имени, как это принято у немцев, лишь маленькая надпись "Де жа вю" указывала на присутствие ее успешного предприятия, носящего гордый статус "массажный салон". Не стоит наверное даже уточнять какого рода массаж там предоставлялся. Милая белокурая девочка, хрупкая, нежная как ангел, с наивными огромными глазами, работала как пчёлка ночи напролет, массируя небритых мужланов. Иногда она курила в подъезде и не стесняясь делилась впечатлениями с нами:
-Пришёл вчера один турок... небритый, перегаром от него несет... Как закинет меня на себя, я все лицо об его небритый подбородок разодрала...
А однажды выйдя на лестницу выкинуть мусор я обнаружила Олю с непонятной подругой с телосложением вышибалы. Я поздоровалась..
-Я тебя как зовут? -решила я быть вежливой
-ДжЫнджЫр, не могнув глазом ответила подруга.
Ну конечно! Как я могла подумать иначе...

Дни шли за днями и Шорш однажды куда-то пропал, его не было несколько дней подряд, так же как и обещаной работы. Да ещё и странный старик с шервого этажа в облезлом парике и выцветшими глазами зачастил на наш этаж. Он то и дело стучал нам в квартиру и требовал каких-то денег. Посовещавшись с подругой мы решили спросить Шорша что это за старик, и что ему от нас надо. И как назло я потеряла Шоршев номер телефона. Но где наша не пропадала. Я решила по-соседски заскочить к Оле и спросить номер телефона. Сказано-сделано. Пара ступенек вниз, постучала в дверь и жду. И тут распахивается дверь и моему взору предстаёт наша Оля в чулочках, нижнем белье и шикарном чёрном пеньюаре, видит моё обескураженное лицо и заливается задорным смехом.
-А я думала клиент, всплеснув руками добавляет она, и тут же, округлив глаза живо затаскивает меня внутрь. - Не стой тут на лестнице. Что ты хотела? Я обнаруживаю себя в коридоре, в комнате справа вальяжно развалившись на диване ждет своей участи девушка с азиатскими чертами лица, в комнате слева огромная кровать, обрамлённая гирляндой красных лампионов. И тут я забыла зачем пришла. Оля распахивает передо мной дверь ещё одной комнаты и я осознаю, что секрет их идеально убранной двухкомнатной квартиры в том, что она трехкомнатная. В этой комнате свалены в кучу чемоданы, наряды, туфли на нереально высоких платформах и каблуках.
-Мне бы номер телефона Шорша, вдруг вспоминаю я причину своего визита.
-Ага, сейчас, Оля приседает на корточки перед дамской сумочкой и начинает лиходрадочно перетряхивать ее содержимое, какие-то мелькие записки, бумажки. Как вдруг раздается звонок в дверь. Оля стрелой взвивается на каблуки:
-Сиди тут и не высовывайся! Клиент пришёл. Меня прошиб холодный пот. Я прислонилась спиной к стене, в висках глухо стучала кровь, а голове одна только мысль "Я В БОРДЕЛЕ". Нет вру, была ещё одна... "КАК ВЫЙТИ ОТСЮДА НЕЗАМЕЧЕННОЙ"? Спустя целую вечность по моим ощущениям, а на самом деле спустя какие-то доли секунды, Оля вихрем залетела в комнату и роясь в сумочке приговаривала: "сейчас Илона представится..." Я честно не хотела знать что будет после того как представится кленту Илона. Мне так захотелось стать обладательницей колечка, надел его на палец, повернул, и очутился дома. "Держи! "-Оля сунула мне в руку листочек с номером телефона и так же быстро как явилась покинула эту комнату, через минуту появившись вновь. Глаза горят, улыбка до ушей:"Он выбрал меня! Идем я тебя выведу, скорее-скорее..." Боком-боком-боком, я заспешила к выходу. Последнее, что я видела это начавшего снимать штанцы мужика. Пулей взвилась я на свой этаж и закрыла за собой дверь.

Это был последний раз, когда я видела Олю. Через некоторое время мы узнали, что Шорш на самом деле заключенный (В Германии заключенные приходят в тюрьму только ночевать, в зависимости от статьи, убийцы разумеется закрыты), что Бенни его подельник. Странный дедок в облезшем парике и выцветшими глазами оказался владельцем этой многоэтажки. Шорш и Бенни периодически спаивали его и рассказывали ему как они сдадут его квартиры, и некоторые даже удачно сдали, например ту, что с массажным салоном. Стучался дедок к нам, потому как перепутал нас с Олей. Нам действительно повезло. Мы прожили в той квартире 3 месяца не заплатив ни копейки. Как сказал мой отец немецкого семейства:"Удачи в жизни больше чем рассудка в голове". Хотя я с этим высказыванием не совсем согласна. Мы согласились въехать в эту квартиру по рекомендации его жены. Она охарактеризовала его как "приличного". И если честно лично к нему у меня никаких претензий нет.

Как только все эти подробности всплыли, мы запаковали свои немудренные пожитки и съехали в поспешно найденную однокомнатную меблированную квартирку.

П. С. А вообще если до конца быть честной, то это уже второй раз когда я была в публичном доме. Первый раз мы с подружками искали парковку во Франкфурте, долго кружили, и тут вдруг бац! Шикарная парковка рядом с одним домом, и главное бесплатная. Мы запарковались около этого дома, а дом странный какой-то. В каждом окошке красный огонек. Обошли мы вокруг и видим над входной дверью две огромные ноги и попу в красных труселях. Внутрь заходить не стали)))

Публичный дом в царской России был заведением серьезным. Действовал запрет на любые вывески, а расстояние от него до церквей, школ и училищ должно было быть «достаточно большим». Внутри публичного дома разрешалось иметь пианино и играть на нем. Все остальные игры были запрещены, особенно настороженно упоминались тут шахматы. Также было запрещено украшать дом портретами царственных особ…

Известно, что первые публичные дома в России появились в конце XVII века. Петр I публичные дома не переносил на дух. Царь запрещал дома терпимости, веля властям на местах бороться с этим позорным явлением. Но настоящее наступление на публичные дома устроила императрица Елизавета, которая приказала изгнать из страны хозяек борделей.

Основательницей одного из первых публичных домов в Петербурге стал немка Анна Фелкер по прозвищу Дрезденша. Молодой 22-летней женщиной она приехала в Россию. Ее выписал к себе майор Бирон, принудивший Анну к сожительству. Затем она вышла замуж за офицера, который уехал на службу, не оставив супруге ни копейки. Тогда она и занялась сводничеством. Когда офицер вернулся, то обвинил жену в измене и дал ей развод.

Анна Фелкер будучи при деньгах отправилась в Германию, где наняла несколько девушек. Вернувшись в Петербург, она сняла приличный дом на Вознесенской перспективе. И работа закипела.

Помимо традиционных услуг, которые оказывали обитательницы дома Дрезденши, желающим предоставлялись и другие. Например, в этом доме можно было снять комнату на ночь невенчанным. А некоторые офицеры нанимали девиц в услужение на несколько дней, увозя к себе.

Работали у Дрезденши преимущественно иностранки, которые считались более чистоплотными. Содержательница борделя регулярно платила взятки и дарила дорогие подарки петербургским чиновникам. Но и это не спасло ее от гнева императрицы. Анну Фелкер заточили в Петропавловскую крепость.

Поначалу она отпиралась, уверяя, что зарабатывает вполне легальными способами — торговлей дамскими вещами и маникюром. Но когда Дрезденшу выпороли, немка сдала всех.

Три дня полиция вылавливала проституток, пострадали и некоторые высокопоставленные клиенты. Девиц выслали из страны, русских проституток сослали в Сибирь. Интересно, что уже через два года в Петербурге открылись новые публичные дома.

Делились бордели на три категории: высшая оплата до 12 рублей (не более 7 человек в сутки), средняя до 7 рублей (до 12 человек), низшая до 50 коп. (до 20 чел. в сутки). Неисполняющих требования проституток заключали под стражу в «Калинкин дом».

Так как проституция считалась официальной профессией, то публичные дома облагались налогом. Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 — девушке. Правила эти, скорее всего, соблюдались когда как.

Из Правил содержательницам борделей, утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:

1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.

2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.

8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет…

10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели…

15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами…

22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.

23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.

Билетным предписывалось посещать баню, не уклоняться от медицинского освидетельствования, и ни в коем случае не использовать косметики.

Власти были к ним лояльны: в кабинеты для осмотра разрешали приходить под вуалью, а в документе 1888 года, переизданном в 1910 году, инструкции Министерства Внутренних Дел для чинов сыскных отделений говорилось: п. 18 « …каждый чин сыскной полиции при исполнении … должен быть с лицами женского пола вежлив, серьезен и сдержан в особенности ».

Проститутки были не просто «жертвами общественного темперамента», они составляли особый разряд общества — так называемых «разрядных женщин».

Хочешь заниматься первой древнейшей профессией — на здоровье, но будь любезна встать на учет в полиции, сдать паспорт, а вместо него получить знаменитый «желтый билет» — официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных», скатившись в категорию отверженных обществом, и что полиция не только может, но даже обязана регулярно организовывать медицинские осмотры.

Стать жертвой этого порядка можно было очень легко — для этого достаточно попасться хотя бы раз с клиентом при полицейской облаве или просто по доносу квартирохозяина — и все, путь назад, к обычным людям был отрезан.

Имея на руках желтый билет, женщина имела право зарабатывать на жизнь только одним способом — своим телом. Вернуть себе паспорт обратно было довольно сложно, да и незачем — кому нужна была бывшая «гулящая».

Так что, как правило, попавшие в этот капкан женщины профессию не меняли до самого своего конца, и часто он наступал довольно быстро.

Но и в общей массе проституток можно было выделить две категории — уличные и жившие в публичных домах. Как правило, в уличные женщины шли или новички, не освоившиеся со своей новой жизнью, или, наоборот, опытные профессионалки, зачастую уже больные, отработавшие свое в публичных домах и постепенно, с утратой привлекательности и молодости, скатывавшиеся все ниже и ниже. Уличный промысел считался самым дном, ниже которого опуститься уже нельзя.

Несравненно более везучими считались те, кому удавалось попасть в легальные публичные дома, которые тоже делились по разрядам — от дорогих и фешенебельных, где могли удовлетворить самые разнообразные прихоти и фантазии посетителей, до мерзких грязных притонов, посещаемых в основном, представителями криминального мира.

Основным источником пополнения обитательниц публичных домов были все-таки низшие сословия — их контингент, как правило, составляли крестьянки и мещанки, — необразованные, не умеющие и не знающие ничего, кроме своей основной профессии, женщины.

Очень редко попадались и представительницы дворянства или просто интеллигентные, образованные женщины, но это были исключения. Именно поэтому цены на обладание «интеллигентной проституткой» достигали тысячи рублей — изысканный деликатес на любителя и стоил соответственно.

Как же попадали женщины в публичные дома? Обычно, самым банальным для того времени путем — барин обольщал горничную, работницу на фабрике совращал мастер, затем про это узнавали — и женщина оказывалась на улице. А тут их поджидали заботливые «хозяйки» средних лет, которым требовались именно такие, обязательно симпатичные «служанки».

Девушек для начала немного подкармливали, обещали щедрый заработок, и уже потом объясняли суть будущей работы. Большинство, намыкавшись по улицам, безропотно соглашались, боясь потерять кров над головой.

А иногда девушки попадали в лапы «мадам» буквально прямо из дома, только приехав из деревни или другого города на поиски работы. Далее шла опробованная схема — и работа находилась, — только, правда, немного не та, на которую бедняги рассчитывали.

Впрочем, большинство и не роптало, и даже считало себя везучими, — ведь им не приходилось больше работать с утра до ночи, бояться потерять кусок хлеба и жить впроголодь.

Класс борделя зависел от уровня сервиса: число дам «в соку» (от 18 до 22 лет), наличие «экзотики» («грузинских княжон», «маркиз времен Людовика XIV», «турчанок» и т.п.), а также сексуальными изысками.

Само собой, отличались и мебель, и женские наряды, вина и закуски. В борделях первой категории комнаты утопали в шелках, а на работницах сверкали кольца и браслеты, в публичных домах третьего разряда на кровати был лишь соломенный матрас, жесткая подушка и застиранное одеяло.

По словам доктора Ильи Конкаровича, занимавшегося в XIX веке исследованием проституции, в дорогих домах проститутки своими хозяйками принуждаются к самому утонченному и противоестественному разврату, для каковой цели в самых шикарных из таких домов даже устроены бывают особые приспособления, дорого стоящие, но тем не менее всегда находящие себе покупателей.

Существуют дома, культивирующие у себя какой-то один вид извращенного разврата и приобретшие себе своей специальностью широкую известность. Эти бордели предназначались для небольшого числа состоятельных постоянных клиентов.

Об одной из затей дорогих домов терпимости есть возможность рассказать подробнее. Речь идет о комнатах, отделанных зеркалами. Туда собиралось несколько пар, зажигали спиртовые светильники, и начиналась попойка.

Через некоторое время куртизанки принимались танцевать и раздеваться… в конце концов, все кончалось оргией, многократно отраженной в зеркалах при дрожащем свете спиртовок. Говорят, «аттракцион» пользовался популярностью.

«Архив судебной медицины и общественной гигиены» отмечает что «публичные женщины религиозны лишь в бытовом смысле слова… они стараются не принимать гостей на Пасху, иногда спрашивают, есть ли у тех крест…».


Публичный дом в царской России был заведением серьезным. Действовал запрет на любые вывески, а расстояние от него до церквей, школ и училищ должно было быть «достаточно большим». Внутри публичного дома разрешалось иметь пианино и играть на нем. Все остальные игры были запрещены, особенно настороженно упоминались тут шахматы. Также было запрещено украшать дом портретами царственных особ.

Делились бордели на три категории: высшая оплата до 12 рублей (не более 7 человек в сутки), средняя до 7 рублей (до 12 человек), низшая до 50 коп. (до 20 чел. в сутки). Неисполняющих требования проституток заключали под стражу в «Калинкин дом».

Так как проституция считалась официальной профессией, то публичные дома облагались налогом. Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 - девушке. Правила эти, скорее всего, соблюдались когда как.

Из Правил содержательницам борделей, утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:
1. Бордели открывать не иначе как с разрешения полиции.

2. Разрешение открыть бордель может получить только женщина от 30 до 60 лет, благонадежная.

8. В число женщин в бордели не принимать моложе 16 лет…

10. Долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить препятствием к оставлению последними бордели…

15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами…

22. Запрещается содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни, а также в Страстную неделю.

23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений ни в коем случае не допускать в бордели.





Билетным предписывалось посещать баню, не уклоняться от медицинского освидетельствования, и ни в коем случае не использовать косметики.

Власти были к ним лояльны: в кабинеты для осмотра разрешали приходить под вуалью, а в документе 1888 года, переизданном в 1910 году, инструкции Министерства Внутренних Дел для чинов сыскных отделений говорилось: п. 18 « …каждый чин сыскной полиции при исполнении … должен быть с лицами женского пола вежлив, серьезен и сдержан в особенности».

Проститутки были не просто «жертвами общественного темперамента», они составляли особый разряд общества - так называемых «разрядных женщин». Хочешь заниматься первой древнейшей профессией - на здоровье, но будь любезна встать на учет в полиции, сдать паспорт, а вместо него получить знаменитый «желтый билет» - официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных», скатившись в категорию отверженных обществом, и что полиция не только может, но даже обязана регулярно организовывать медицинские осмотры.


Стать жертвой этого порядка можно было очень легко - для этого достаточно попасться хотя бы раз с клиентом при полицейской облаве или просто по доносу квартирохозяина - и все, путь назад, к обычным людям был отрезан. Имея на руках желтый билет, женщина имела право зарабатывать на жизнь только одним способом - своим телом. Вернуть себе паспорт обратно было довольно сложно, да и незачем - кому нужна была бывшая «гулящая». Так что, как правило, попавшие в этот капкан женщины профессию не меняли до самого своего конца, и часто он наступал довольно быстро.


Но и в общей массе проституток можно было выделить две категории - уличные и жившие в публичных домах. Как правило, в уличные женщины шли или новички, не освоившиеся со своей новой жизнью, или, наоборот, опытные профессионалки, зачастую уже больные, отработавшие свое в публичных домах и постепенно, с утратой привлекательности и молодости, скатывавшиеся все ниже и ниже. Уличный промысел считался самым дном, ниже которого опуститься уже нельзя.

Несравненно более везучими считались те, кому удавалось попасть в легальные публичные дома, которые тоже делились по разрядам - от дорогих и фешенебельных, где могли удовлетворить самые разнообразные прихоти и фантазии посетителей, до мерзких грязных притонов, посещаемых в основном, представителями криминального мира.

Основным источником пополнения обитательниц публичных домов были все-таки низшие сословия - их контингент, как правило, составляли крестьянки и мещанки, - необразованные, не умеющие и не знающие ничего, кроме своей основной профессии, женщины. Очень редко попадались и представительницы дворянства или просто интеллигентные, образованные женщины, но это были исключения. Именно поэтому цены на обладание «интеллигентной проституткой» достигали тысячи рублей - изысканный деликатес на любителя и стоил соответственно.

Как же попадали женщины в публичные дома? Обычно, самым банальным для того времени путем - барин обольщал горничную, работницу на фабрике совращал мастер, затем про это узнавали - и женщина оказывалась на улице. А тут их поджидали заботливые «хозяйки» средних лет, которым требовались именно такие, обязательно симпатичные «служанки».

Девушек для начала немного подкармливали, обещали щедрый заработок, и уже потом объясняли суть будущей работы. Большинство, намыкавшись по улицам, безропотно соглашались, боясь потерять кров над головой. Иногда содержательницы борделей набирали девиц из новеньких, только начавших работать на улице и не потерявших еще привлекательности, и тем самым сразу переводили их в более высокий разряд гулящих.

А иногда девушки попадали в лапы «мадам» буквально прямо из дома, только приехав из деревни или другого города на поиски работы. Далее шла опробованная схема - и работа находилась, - только, правда, немного не та, на которую бедняги рассчитывали. Впрочем, большинство и не роптало, и даже считало себя везучими, - ведь им не приходилось больше работать с утра до ночи, бояться потерять кусок хлеба и жить впроголодь.

Класс борделя зависел от уровня сервиса: число дам «в соку» (от 18 до 22 лет), наличие «экзотики» («грузинских княжон», «маркиз времен Людовика XIV», «турчанок» и т.п.), а также сексуальными изысками.

Само собой, отличались и мебель, и женские наряды, вина и закуски. В борделях первой категории комнаты утопали в шелках, а на работницах сверкали кольца и браслеты, в публичных домах третьего разряда на кровати был лишь соломенный матрас, жесткая подушка и застиранное одеяло.

По словам доктора Ильи Конкаровича, занимавшегося в XIX веке исследованием проституции, в дорогих домах проститутки своими хозяйками принуждаются к самому утонченному и противоестественному разврату, для каковой цели в самых шикарных из таких домов даже устроены бывают особые приспособления, дорого стоящие, но тем не менее всегда находящие себе покупателей.


Существуют дома, культивирующие у себя какой-то один вид извращенного разврата и приобретшие себе своей специальностью широкую известность. Эти бордели предназначались для небольшого числа состоятельных постоянных клиентов.

Об одной из затей дорогих домов терпимости есть возможность рассказать подробнее. Речь идет о комнатах, отделанных зеркалами. Туда собиралось несколько пар, зажигали спиртовые светильники, и начиналась попойка.
Через некоторое время куртизанки принимались танцевать и раздеваться… в конце концов, все кончалось оргией, многократно отраженной в зеркалах при дрожащем свете спиртовок. Говорят, «аттракцион» пользовался популярностью.

«Архив судебной медицины и общественной гигиены» отмечает что «публичные женщины религиозны лишь в бытовом смысле слова… они стараются не принимать гостей на Пасху, иногда спрашивают, есть ли у тех крест…».



 

Возможно, будет полезно почитать: