Нормативы представительских расходов на год. Нормирование представительских расходов

Не все суммы представительских расходов возможно учесть при расчете налога на прибыль. На примере рассмотрим, как представительские расходы нормируются в 2017 году, и в каком размере. Предложим несколько регистров для обобщения информации и расчета норм расходов. Посмотрим, как поступать со спорными расходами.

Представительские расходы нормируются в 2017 году в размере 4% от расходов на оплату труда за отчетный период.

Окончательный размер норм представительских расходов становится известен по итогам года, когда становится точно известна величина фонда оплаты труда за прошедший период.

В течение года они включаются в состав прочих расходов. Ежеквартально с учетом роста расходов на оплату труда и изменением размера нормы следует пересчитывать учитываемые для налогового учета расходы, а при необходимости, досписывать НДС и уменьшать начисленный ранее отложенный налоговый актив (ОНА).

Для того чтобы облегчить работу бухгалтера, лучше разработать дополнительные регистры, которые будут обобщать информацию и помогать в расчетах.

Данный документ позволяет использовать итоговые суммы в расчетах по нормированию представительских расходов, отслеживать затраты не учтенные в налоговом учета, а также НДС, не предъявленный к вычету по представительским расходам.

Справку-расчет в зависимости от частоты совершения операций можно формировать отдельно за каждый квартал либо общую с накопительным итогом.

Представительские расходы: что к ним относится

Прежде чем что-то нормировать, нужно определиться, что такое представительские расходы, и что к ним относится. Основной документ, регламентирующий признание представительских расходов в 2017 году, - Налоговый Кодекс РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся затраты, связанные с:

  • официальным приемом - завтрак, обед, ужин и т.п.;
  • обслуживанием представителей других организаций - транспортная доставка к месту мероприятия (за исключением авиа, ЖД, такси перевозок);
  • буфетным обслуживанием;
  • услуги переводчика, при отсутствии единицы в штате компании.

Имеет ли значение место и время

Цель проводимых мероприятий должна быть связана с установлением и поддержкой деловых связей либо при проведении совета директоров и иного руководства организации.

Местом проведения таких мероприятий не может быть боулинг, сауна, бар и т.п.

Время суток не регламентировано.

К представительским расходам не относятся затраты на организацию развлечений, отдыха, профилактики и лечения заболеваний.

Пример нормирования представительских расходов с проводками

Мы уже выяснили, что представительские расходы нормируются в размере (2017) четырех процентов. Теперь посмотрим, как это посчитать. Чтобы вам было проще разобраться с нормированием представительских расходов в 2017 году, мы посчитали все на примере.

Итак, по итогам 1 квартала - оплата труда составила 360 000,0 руб.; общая сумма представительских расходов составила 35 400, 0 руб. (в т.ч. НДС 5 400,0 руб.):

360 000,0 * 4% = 14 400,0 (кроме того НДС 2 592,0)

  1. Для целей бухгалтерского учета представительские расходы в 2017 году принимаются в полном размере и отражаются на счете 26, либо на счете 44

Дт 26, 44 / Кт 60 30 000,0

  1. Выделяем НДС по счет-фактуре

Дт 19 /Кт 60 5 400,0

  1. ОНА по разнице

(30 000,0 – 14 400,0)* 20% = 3 120,0

Дт 09 /Кт 68 3 120,0

  1. НДС к вычету в пределах принятой суммы представительских расходов для НУ

Дт 68 /Кт 19 2 592,0

По итогам за 6 месяцев отчетного года - оплата труда составила 620 000,0 руб.; представительские расходы не совершались:

620 000,0 * 4% = 24 800,0 (кроме того НДС 4 464,0)

  1. Уменьшаем начисленную ранее ОНА по разнице

3 120-(30 000,0 – 24 800,0)* 20% = 2 080,0

Дт 68 /Кт 09 2 080,0

  1. НДС в пределах принятой суммы представительских расходов для НУ

4 464,0 – 2 592,0 = 1 872,0

Дт 68 /Кт 19 1 872,0

За 9 месяцев отчетного года - оплата труда составила 800 000,0 руб.; в 3 квартале произведены представительские расходы на сумму 10 000, 0 руб. (в т.ч. НДС 1 800,0 руб.):

  1. Расчет нормы представительских расходов

800 000,0 * 4% = 32 000,0 (кроме того НДС 5 760,0)

  1. Для целей бухгалтерского учета представительские расходы в 2017 году принимаются в полном размере

Дт 26, 44 / Кт 60 10 000,0

  1. Выделяем НДС по счет-фактуре

Дт 19 /Кт 60 1 800,0

  1. ОНА по расходам 3 квартала

(10 000,0 – 2 000,0)* 20% = 1 600,0

Дт 09 /Кт 68 1 600,0

  1. НДС по расходам III квартала

Дт 68 /Кт 19 360,0

  1. Уменьшение остатка величины ОНА по разнице за I квартал

(30 000,0 – 24 800,0)* 20% = 1 040,0

Дт 68 /Кт 09 1 040,0

  1. НДС за I квартал

5 400,0 – 2 592,0 – 1 872,0 = 936,0

Дт 68 /Кт 19 936,0

По итогам отчетного года - оплата труда составила 950 000,0 руб.; представительские расходы не совершались:

  1. Расчет нормы представительских расходов с учетом увеличения фонда оплаты труда

950 000,0 * 4% = 38 000,0

Нас интересует остаток 8 000,0 (кроме того НДС 1 440,0)

  1. Уменьшаем начисленную ранее ОНА по разнице за 3 квартал

1 600-((10 000,0 – 8 000,0)*20%) = -1 200,0

Дт 68 /Кт 09 1 200,0

  1. НДС за 3 квартал

1 440,0 – 360,0 = 1 080,0

Дт 68 /Кт 19 1 080,0

Спорные расходы, которые лучше не принимать для расчета налога на прибыль

Есть расходы, которых хоть и являются представительскими, но бухгалтеру опасно их учитывать при расчете налога на прибыль. Это:

  • оплата проезда и проживания приглашенных представителей - попросите их самостоятельно оплатить эти расходы, в противном случае, не принимайте для налогового учета;
  • несмотря на то, что нигде не оговаривается перечень продуктов, которые возможно отнести к представительским расходам, алкоголь в счете за ресторан, стоит исключить из общей суммы.

Даже если в вашем учете эти представительские расходы нормируются в нужном размере (2017), высок риск претензий со стороны налоговых органов.

К одной из статей расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, можно отнести представительские расходы, в документальном оформлении которых в 2017 кардинальных изменений не произошло.

Понятие представительских расходов

НК относит к представительским расходы, возникшие при ведении переговоров с партнерами организации или проведении заседаний членов ее руководящего состава. К таким расходам:

Не стоит забывать, что указанные выше расходы будут признаны представительскими только в том случае, если общение носило официальный характер — расходы, понесенные в рамках неформальной встречи партнеров к таковым отнесены не будут.

Представительские расходы и налог на прибыль

В налоговом учете рассматриваемые в данном материале расходы включаются в состав прочих, связанных с производством и реализацией, но не в полном объеме.

Представительское мероприятие может быть оплачено как путем безналичного расчета, так и посредством выдачи денег под отчет.

Если в налоговом учете применяется метод начисления, то рассматриваемые нами расходы для целей налогообложения следует признавать в том отчетном периоде, к которому они относятся, а если кассовый — после их фактической оплаты.

При оплате мероприятия лицом, получившим денежные средства под отчет, датой осуществления указанных выше расходов признается дата утверждения авансового отчета.

Наименование расходов Стоимость в тенге
1. Затраты на проведение официальных обедов, ужинов производятся для делœегаций из расчета на одного человека в день. Затраты на проведение официальных обедов, ужинов с участием Президента Республики Казахстан, Премьер-министра Республики Казахстан, Государст­венного секретаря Республики Казахстан, Министра иностранных дел и представителœей палат Парламента Республики Казахстан из расчета на одного человека в день. до 6500 до 12500
2. Буфетное обслуживание во время переговоров, меро­приятий культурной программы из расчета на одного человека в день. до 1040
3. Оплата труда переводчика (кроме синхронного перево­да), не состоящего в штате государственного органа, принимающего делœегацию из расчета почасовой оплаты. до 700
4. Оплата транспортных затрат на обслуживание ино­странных делœегаций автомобильным транспортом предусматривается в планах финансирования из расчета почасовой оплаты. до 1200

Не относятся к представительским расходам, не подлежат вычету расходы на организацию банкетов, досуга, развлечений или отдыха.

Примечание:

1. Во время проведения официальных обедов, ужинов количе­ство участников со стороны Республики Казахстан не должно пре­вышать количество участников со стороны иностранных делœегаций.

2. При составе делœегации свыше 5 человек количество сопровож­дающих лиц и переводчиков, обслуживающих делœегацию (кроме син­хронного перевода), должно определяться из расчета 1 переводчик или сопровождающий не менее чем на 5 членов делœегации.

Списание представительских расходов на вычеты производится в пределах смет организации и только при наличии оправдательных первичных документов (фискальные кассовые чеки, товарные чеки) и документов, в которых должны быть указаны: дата и место, про­грамма проведения деловой встречи, приглашенные лица, участ­ники со стороны организации, величина расходов.

Сверхнормативные расходы покрываются за счёт чистого дохода юридического лица при наличии документального оформления или относятся на доход физических лиц — подотчетных лиц.

В случае если подтверждающие документы отсутствуют либо не обеспечи­вают достоверности расходов, то эти суммы относятся на доходы фи­зического лица и облагаются индивидуальным подоходным налогом.

В случае установления списания с подотчета сумм без оправда­тельных документов эти суммы также облагаются подоходным нало­гом с наложением административного штрафа на первого руково­дителя и бухгалтера.

К личным доходам подотчетных лиц бывают отнесены расходы на представительские мероприятия в случаях:

— отсутствия утверждения смет;

— отсутствия перечня лиц, участвующих в совещаниях сторон;

— отсутствия отчетных документов.

Для отражения сумм командировочных и представительских рас­ходов предназначено Приложение 12 ʼʼРасходы по реализованным товарам (работам, услугам)ʼʼ к Декларации.

Представительские расходы представляют собой затраты, которые направлены на организацию приемов для представителей различных компаний, которые приезжают для проведения переговоров о сотрудничестве с фирмой. Также сюда относятся не только какие-либо приемы, но и встречи, которые связаны с основной деятельностью компании, а также на которые приходится тратить средства.

Данные расходы не относятся к основным, поскольку не участвуют в основной деятельности предприятия. Сюда в первую очередь относятся затраты, которые необходимы для организации различных приемов, а также расходы, которые приходится нести налогоплательщику в связи с обслуживанием представителей различных компаний, с которыми заключен договор о сотрудничестве.

В каком размере нормируются представительские расходы в 2017 году

На эти расходы никаким образом не влияет место, где проводятся официальные мероприятия, поэтому они причисляются к представительским в любом случае.

Основные виды представительских расходов

Учет данных расходов должен вести бухгалтер организации, а для этого он должен знать, какие расходы можно причислить к представительским.

К ним относятся затраты на:

  • организацию и проведение приема, который может быть выражен в виде завтрака, обеда или вечера, а проводиться он должен для официальных лиц, которые участвуют в переговорах с компанией и являются представителями других организаций;
  • буфетное обслуживание, которое необходимо во время проведения переговоров;
  • обеспечение перевозки представителей других компаний к месту проведения официальных мероприятий;
  • оплату услуг различных переводчиков, если в них в процессе переговоров возникает необходимость.

Нельзя относить к представительским расходам те затраты, которые были направлены на организацию отдыха сотрудников компании или представителей других фирм, а также на лечение или профилактику каких-либо болезней.

Сами расходы должны относиться к прочим расходам, а размер представительских расходов не может быть больше, чем 4% от затрат на оплату труда в конкретном периоде.

Нельзя признавать представительскими те затраты, которые были направлены на организацию приема, на котором никаким образом не затрагивалась основная деятельность компании налогоплательщика. Поэтому нередко налоговые органы сомневаются в том, что налогоплательщик правильно причислил затраты к определенной категории, поэтому приходится официально и документально подтверждать данный факт.

Документальное оформление представительских расходов

Не существует каких-либо специфических документов, с помощью которых осуществляется подтверждение представительских расходов.

Поэтому для целей налогообложения можно использовать любые первичные документы, выступающие в качестве подтверждения данных затрат. К ним относятся всевозможные отчеты, которые должны быть в обязательном порядке утверждены руководством компании, а также здесь могут быть указы или счета, запросы или договоры. Любые затраты должны быть в обязательном порядке подтверждены только первичной документацией, а в ином случае налоговые органы имеют право отказать в причислении их к представительским.

НДС и представительские расходы

Налог на добавленную стоимость должен уплачиваться только тогда, когда организация передает своим клиентам какие-либо товары или оказывает услуги, которые предоставляются не на бесплатной основе. Поэтому представительские расходы никаким образом не связаны с НДС, поэтому не облагаются данным налогом.

Оформление и нормирование расходов

Представительские расходы нормируются в размере 4% от суммы заработной платы всех работников организации за определенный период. Однако каждая организация может самостоятельно утверждать приказом генерального директора специальные нормативы. Дополнительно назначаются определенные ответственные лица, которые занимаются этими расходами. Также данные затраты нуждаются в правильном и грамотном оформлении, а занимается этим специальное официальное лицо, обладающее соответствующими полномочиями.

Для этого составляется специальный отчет, в котором имеется дата проведения какого-либо мероприятия, место его осуществления, количество приглашенных гостей, программа встречи, а также сумма представительских расходов, которые понадобились для проведения приема. К этому отчету в обязательном порядке нужно приложить первичные документы, выступающие в качестве подтверждения затрат. К ним можно отнести чеки или акты, а также другие документы. Дополнительно в отчете рекомендуется указать, в каких целях проводилось определенное мероприятие, а также были ли они достигнуты.

Учет расходов

Списание представительских расходов может быть произведено только в случае, если они являются официальным и подтвержденными документами, а также обоснованными и правильно учтенными. Только в этом случае данные затраты могут уменьшить налогооблагаемую прибыль, в результате чего будет существенно снижен налог на прибыль. Однако сумма данных расходов должна находиться в определенных нормированных пределах, а в ином случае нельзя будут уменьшить налог. Сумму налога на добавленную стоимость по данным расходам, которые уменьшают прибыль до налогообложения, можно принимать к вычету, что существенно экономит затраты компании.

Поэтому каждая крупная компания, которая занимается деятельностью, связанной с работой с большим количеством партнеров, должна знать, каким образом нужно оформлять представительские расходы, каков их размер должен быть, а также какие документы должны иметься, чтобы эти расходы были приняты к вычету. Нередко налоговые органы негативно относятся к этим затратам, поэтому часто приходится спорить и доказывать правоту компаний, которые причислили затраты к представительским расходам. Это можно сделать только при наличии соответствующего отчета и первичной документации, которая должна быть в полном размере.

Норматив представительских расходов

Аудит и расходы фирмы / Представительские расходы / Норматив представительских расходов

Страница 1

Представительские расходы являются нормируемыми расходами. Это значит, что при расчете налога на прибыль за отчетный (налоговый) период организация может учесть эти расходы в размере, который не превышает 4 процента от расходов на оплату труда предприятия за этот период.

Нормирование представительских расходов

Расходы и доходы при расчете налога на прибыль учитываются нарастающим итогом в течение года. Поэтому бухгалтеру необходимо пересчитывать сумму расходов, которая укладывается в установленный норматив. Делать это можно ежемесячно тем организациям, которые уплачивают ежемесячные авансовые платежи, или ежеквартально – тем предприятиям, которые перечисляют ежеквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Так как в налоговом учете нормируемые расходы учитываются не в полной сумме, то в бухгалтерском учете затраты оказываются выше, чем в налоговом. В то же время расходы, не учтенные в одном отчетном периоде, могут быть признаны в другом отчетном периоде.

Сумма сверхнормативных представительских расходов представляет собой постоянную разницу (п. 4 ПБУ 18/02). Возникшую постоянную разницу можно учитывать как на отдельном субсчете к счету учета затрат, или же отражать обособленно в регистрах аналитического учета.

В первом случае к счету учета затрат открывается два субсчета. Например:

– Субсчет 1 «Расходы, учитываемые в целях налогообложения»;

– Субсчет 2 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения».

Во втором случае сумма представительских расходов полностью отражается на синтетическом счете без применения субсчетов.

На основании постоянной разницы организация обязана формировать постоянные налоговые обязательства. Такое требование установлено пунктом 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), которое утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

Если постоянная разница возникает в течение отчетного года, то в последующие периоды указанная сумма расходов может уложиться в установленный лимит. В этом случае начисленное постоянное налоговое обязательство необходимо уменьшить или вовсе списать.

Представительские расходы в пределах установленных лимитов могут учитываться при расчете налога на прибыль на основании тех же первичных документов, на основании которых они были приняты к бухгалтерскому учету.

В том случае, если сумма представительских расходов в бухгалтерском учете превышает лимит, установленный для целей налогообложения, бухгалтеру необходимо составить еще один документ – бухгалтерскую справку. В ней нужно рассчитать сумму представительских расходов, которая может быть учтена при расчете налога на прибыль.

Организация перечисляет авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно, исходя из фактической прибыли.

За 11 месяцев 2006 года расходы организации по оплате труда составили 200 000 руб. Сумма представительских расходов, отраженная в бухгалтерском учете за этот период, равна 11 300 руб. (без учета НДС). Помимо расходов на организацию деловой встречи, транспортного и буфетного обслуживания, в них включены расходы на посещение театра и концертного зала в размере 2300 руб. Как мы уже говорили выше, в целях налогообложения указанные затраты не относятся к представительским расходам. Более того, они вовсе не учитываются в целях налогообложения. Поэтому включить в состав представительских расходов организация сможет 9000 руб. (11 300 – 2300).

При расчете налога на прибыль за этот период организация может учесть в составе затрат текущего отчетного периода представительские расходы в размере 8000 руб. (200 000 руб. х 4 %). Чтобы скорректировать данные бухгалтерского учета для целей налогообложения, в конце ноября бухгалтер организации составил следующий расчет:

В бухгалтерском учете организации были сделаны такие записи:

ДЕБЕТ 26-1 КРЕДИТ 60, 71, 76 …

– 8000 руб. – отражена сумма представительских расходов, которую можно учесть в целях налогообложения;

ДЕБЕТ 26-2 КРЕДИТ 60, 71, 76 ….

– 3300 руб. (1 000 + 2300) – отражена сумма представительских расходов, которая не учитывается при расчете налога на прибыль.

Сумма сверхнормативных представительских расходов в размере 1000 руб. (9000 руб. – 8000 руб.), а также величина расходов, связанных с проведением культурно-развлекательных мероприятий, в размере 2300 руб. является постоянной разницей, на основании которой бухгалтер сформировал постоянное налоговое обязательство:

ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО»

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 792 руб. (3300 руб. х24 %) – отражена сумма постоянных налоговых обязательств.

В декабре 2006 года расходы на оплату труда составили 30 000 руб. Следовательно, в целом за год расходы на оплату труда равны 230 000 руб. Величина представительских расходов, осуществленных организацией за отчетный период, не изменилась.

Страницы: 1 2

Разработочная таблица Начислена амортизация нематериальных активов: а) по патенту, использованному при производстве продукции А б) по программному обеспечению ЭВМ в управлении фирмой …

Учёт амортизации основных средств в бухгалтерском учёте
Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации. Амортизация — это возмещение износа основных средств в стоимостном выражении, заключающееся в постепенном перен …

Аудит расчетных операций
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качеств …

В каком размере нормируются представительские расходы

Сумма представительских расходов уменьшает налогооблагаемую прибыль только при условии, что она не превышает 4% от затрат организации на оплату труда (ст. 264 НК РФ). Перечень этих затрат приведен в статье 255 НК РФ.

Сумма представительских расходов, которая превышает этот норматив, налогооблагаемую прибыль не уменьшает. Сумма НДС по представительским расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, принимается к вычету.

Как отразить в учете представительские расходы, рассмотрим на примере.

Пример

В марте ЗАО «Актив» принимало три делегации, прибывшие на переговоры для заключения договоров о продаже готовой продукции.

Для обеспечения приема делегации были оплачены расходы на проведение обедов с каждой делегацией на сумму 12 390 руб., в том числе НДС - 1890 руб.

Для оплаты представительских расходов работнику «Актива» Иванову был выдан аванс в сумме 15 000 руб.

При выдаче денежных средств под отчет бухгалтеру «Актива» надо сделать запись:

Дебет 71 Кредит 50-1

– 15 000 руб. – выданы наличные денежные средства Иванову для оплаты представительских расходов.

Расходы «Актива» на оплату труда работников в I квартале составили 180 000 руб.

Сумма представительских расходов, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, составляет.

Документы на представительские расходы: их стало меньше

Чтобы подтвердить представительские расходы, достаточно отчета и приложенной к нему «первички». Так считают финансисты. И мы не будем с ними спорить. представительские расходы нормируются в размере >>>

Налоговый учет расходов

Представительские расходы учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

При этом они нормируются: такие расходы признаются в течение отчетного (налогового) периода в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот период.

Что относится к представительским расходам

Представительские расходы нормируются в размере установленном законом. К представительским относятся расходы организации на официальный прием и обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения мероприятий.

Итак, выделим несколько основных признаков, по которым произведенные организацией расходы можно отнести к представительским:

  1. данные расходы должны быть связаны с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций (участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика);
  2. данные лица должны прибыть для ведения переговоров (участи в заседания руководящего органа налогоплательщика);
  3. цель переговоров - установление и поддержание сотрудничества (в частности, заключение контракта, предварительного договора) либо решение определенных вопросов организации;
  4. представительские расходы признаются таковыми независимо от места проведения переговоров (заседания совета директоров или иного органа налогоплательщика).

К представительским расходам, в частности, относятся:

  • расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации, участвующих в переговорах;
  • транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия или заседания руководящего органа и обратно;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Прочие расходы, например, оплата проезда железнодорожным или авиатранспортом делегаций до места проведения переговоров, оплата их проживания во время проведения переговоров, не являются представительскими. Такой вывод подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Московского округа от 23.05.11 № КА-А40/4584-11). Хотя и такие затраты можно учесть в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ (постановление ФАС Московского от 23.05.11 № КА-А40/4584-11 , Уральского от 08.11.05 № Ф09-4994/05-С7 округов).

Документальное подтверждение затрат

Но не следует забывать о норме статьи 252 НК РФ о том, что расходы должны быть документально подтверждены.

Мнение финансистов

В письме от 10.04.14 № 03-03-Р3/16288 Минфин России указал, что в отношении представительских расходов конкретного перечня первичных документов, подтверждающих эти расходы, не установлено. Поэтому для налогового учета можно использовать любые первичные документы, свидетельствующие об их обоснованности и производственном характере. В частности, документом, подтверждающим обоснованность представительских расходов, может быть отчет о представительских расходах, утвержденный руководителем организации. При этом все расходы, перечисленные в отчете расходах, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. То есть, по мнению Минфина России, для документального подтверждения представительских расходов достаточно отчета о представительских расходах, утвержденного руководителем организации, и первичных документов к нему.

К такому выводу финансовое ведомство пришло на основании анализа пункта 10 раздела IV плана мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 10.02.14 № 162-р и статьи 252 НК РФ.

Хотя иногда отчета и первички может быть недостаточно….

Так, положения плана мероприятий «Совершенствование налогового администрирования» не относятся к налоговому законодательству. А из пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что документы, которыми оформляется та или иная расходная операция, должны не только подтверждать факт расхода, но и указывать на характер, а в некоторых случаях, и на цель расхода.

Мнение специалистов

По нашему мнению, у компании должны быть следующие документы на представительские расходы:

  • приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов;
  • смета представительских расходов;
  • отчет о представительских расходах по проведенным мероприятиям.
  • первичные документы, подтверждающие расходы.

Приказ руководителя об осуществлении представительских расходов может быть двух видов: общий, то есть закрепляющий общие условия осуществления представительских расходов, принимаемый, как правило, на длительный срок, и разовый, то есть утверждаемый руководителем предприятия для проведения конкретных мероприятий.

Что касается сметы (калькуляции) представительских расходов, которая составляется конкретно под какие-либо представительские мероприятия, то в данном документе необходимо отразить:

  • цель представительских мероприятий;
  • дату и место их проведения;
  • программу мероприятий;
  • состав приглашенной делегации;
  • участников принимающей стороны;
  • величину расходов на представительские цели.

После осуществления представительских расходов также должен составляться отчет или акт, подписанный руководителем предприятия с указанием сумм фактически произведенных расходов.

Сумма представительских расходов, отраженная в отчете (акте), подтверждается первичными учетными документами:

В случае приобретения товаров (услуг) на представительские цели подотчетным лицом подтверждающими документами будут являться первичные документы, выданные соответствующими организациями (например, кассовые и товарные чеки, акты приема-передачи товаров (выполненных услуг)), а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм.

В случае использования в представительских целях собственной продукции или товаров, приобретенных для осуществления производственной деятельности, их передача на представительские цели должна осуществляться на основании соответствующих актов с указанием видов и стоимости передаваемых ценностей с приложением первичных документов (например, товарно-транспортной накладной, требованием-накладной). При этом необходимо учитывать, что в случае самостоятельной переработки товаров, направленных на представительские цели, например приготовление каких-либо блюд собственными силами (буфетом, столовой), данные расходы должны также подтверждаться калькуляцией расходов.

Подобное оформление представительских расходов позволит учесть их при налогообложении прибыли (постановление ФАС Восточно-Сибирского от 27.11.13 № А33-19185/2012 , Московского от 04.08.10 № КА-А40/6672-10 округов).

Выводы

В этой связи считаем более правильным руководствоваться позицией Минфин России, выраженной в более раннем письме от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807 , которая согласуется с изложенным подходом документального подтверждения представительских расходов.

Максим Егоркин,

ведущий юрист Группы компаний «Налоговый щит»

1. Какие расходы можно учесть в составе представительских, а какие нельзя.

2. Как документально подтвердить представительские расходы.

3. В каком порядке представительские расходы отражаются в налоговом и в бухгалтерском учете.

Представительские расходы организации напрямую связаны с установлением и поддержанием деловых связей, поэтому их необходимость и значимость очевидны. С этим согласны и законодатели: в Налоговом кодексе РФ представительские расходы выделены как один из видов прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако вместе с тем указанный вид расходов является одним из самых противоречивых. Налогоплательщики всеми правдами и неправдами пытаются подвести под понятие представительских расходов затраты на самые различные мероприятия (не только официальные, но и развлекательные, спортивные и т.д.), а налоговики, со своей стороны, более пристрастно проверяют состав представительских расходов на предмет «лишних». Большое количество споров налоговых инспекций с налогоплательщиками, которые заканчивались в суде, связаны именно с правильностью включения расходов в состав представительских. Чтобы избежать таких проблем, в этой статье предлагаю разобраться, какие расходы можно уверенно учитывать как представительские и как их подтвердить, а в каких случаях нужно быть готовым отстаивать свою позицию перед проверяющими.

Какие расходы относятся к представительским

Определение представительских расходов, а также их перечень содержатся в п. 2 ст. 264 НК РФ. Согласно этой норме закона, к представительским относятся расходы на официальный прием и (или) обслуживание следующих лиц:

  • представителей других организаций, с которыми проводятся переговоры в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества,
  • участников организации-налогоплательщика, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика.

В качестве представительских расходов можно учесть следующие затраты:

1. Расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для представителей других организаций, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах.

Каких-либо ограничений по месту и времени проведения официального представительского приема Налоговый кодекс РФ не содержит. То есть переговоры могут проводиться как в рабочее, так во внерабочее время, и даже в выходные дни. Место проведения официальной встречи также может быть любым, например, рабочий офис, ресторан, бизнес-центр и т.д. Главное условие – официальный характер проводимого представительского мероприятия, который следует из подтверждающих документов.

! Обратите внимание: Запрещается учитывать в качестве представительских расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний . Поэтому стоит воздержаться от проведения «официальных» приемов в явно развлекательных местах: театре, боулинге, бильярдном клубе, сауне и т.д., тем более, если в них не предусмотрено ресторанное обслуживание, а также в санаториях, здравницах и т.п.

Однако даже проводя прием в «рискованном» месте, есть шанс доказать обоснованность расходов и правомерность их учета в качестве представительских, правда, уже в судебном порядке. В этом случае главным аргументом в защиту налогоплательщика являются подтверждающие документы, из которых следует официальный характер мероприятия и экономическая оправданность понесенных расходов. Например, в Постановлении ФАС МО от 03.09.2013 № А40-22927/12-107-106 суд признал, что расходы на проведение технического семинара на теплоходе с участием иностранной делегации являются обоснованными, и налогоплательщик правомерно учел их в составе представительских расходов.

Нередко представительский прием сопровождается дополнительными затратами, которые не относятся к представительским расходам :

  • оформление зала, приобретение призов, дипломов для представителей других организаций, например, для награждения лучших клиентов (Письмо Минфина РФ от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176);
  • подарки и сувениры, которые вручаются деловым партнерам в рамках официального приема (Письмо Минфина России от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136);
  • организация программы, которая не имеет отношения к официальной части приема, например, выступление приглашенных артистов (Письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796).

2. Расходы на транспортное обеспечение доставки участников к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно.

В соответствии с позицией Минфина, к расходам на транспортное обеспечение относятся затраты на организацию доставки участников непосредственно к месту проведения официального приема. Расходы на покупку авиа- или железнодорожных билетов участникам из других стран или городов, а также расходы на их доставку в гостиницу из аэропорта (вокзала), на проживание в гостинице, на оформление виз не могут быть учтены как представительские (Письмо Минфина России от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796, Постановление ФАС МО от 23.05.2011 № КА-А40/4584-11).

3. Расходы на буфетное обслуживание во время переговоров.

В качестве представительских расходов могут быть учтены также расходы на покупку продуктов питания, предназначенных для официального завтрака, обеда или ужина, в том числе на покупку спиртных напитков (Письмо Минфина РФ от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176).

Расходы на покупку чая, кофе, сахара, кондитерских изделий, которые предлагаются клиентам вне рамок официального мероприятия, например, в приемной во время ожидания и т.д., относить к представительским расходам достаточно рискованно (Письмо Минфина России от 24.11.2005 № 03-03-04/2/119).

4. Расходы на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Документальное подтверждение представительских расходов

Налоговый кодекс РФ не устанавливает четкого перечня документов, которыми налогоплательщики должны подтверждать представительские расходы. Согласно разъяснениям Минфина такими документами могут служить (Письмо Минфина России от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288):

— первичные документы, подтверждающие факт приобретения товаров, работ, услуг (договоры, акты выполненных работ, оказанных услуг, товарные накладные, товарные чеки и т.д.);

— документ, в котором устанавливается взаимосвязь между понесенными расходами и проведенным представительским мероприятием. В качестве такого документа можно составить отчет о проведенном мероприятии . Форму такого отчета налогоплательщики вправе разработать самостоятельно, соблюдая при этом требования к первичным документам, установленные в статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В отчете следует указать следующую информацию:

  • время и место проведения представительского мероприятия;
  • состав участников (представители других организаций и представители самой организации-налогоплательщика);
  • сумма расходов на организацию мероприятия;
  • итог мероприятия (заключение договоров и соглашений, разработка плана дальнейшего сотрудничества, установление доверительных отношений и т.д.).

Помимо отчета не лишним будет составить такие документы, как:

  • приказ руководителя о проведении представительского мероприятия, в котором указывается цель предстоящего мероприятия, устанавливаются ответственные лица;
  • смета расходов, где устанавливается перечень затрат на проведение мероприятия и их предельная величина.

Налоговый учет представительских расходов

Налогоплательщики вправе принять к налоговому учету расходы, которые являются экономически обоснованными (то есть направлены на получение дохода) и подтверждены документально. В отношении представительских расходов эти два критерия мы уже рассмотрели. Теперь речь пойдет о порядке налогового учета представительских расходов.

Общая система налогообложения

Для расчета налога на прибыль представительские расходы подлежат нормированию: они включаются в состав прочих расходов в сумме, не превышающей 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период, в котором проводилось представительское мероприятие. Следует учитывать, что расходы на оплату труда включают в себя не только заработную плату работникам, но и оплату по договорам гражданско-правового характера, затраты на обязательное страхование, дополнительные страховые взносы, добровольное медицинское страхование и т.д. (ст. 255 НК РФ). С увеличением совокупных затрат на оплату труда в течение года возрастает и величина норматива для принятия представительских расходов. То есть если часть представительских расходов, осуществленных, например, в первом квартале, превысила норматив и не была принята к налоговому учету, то в последующих отчетных периодах в течение года она может она может быть учтена при расчете налоговой базы.

«Входной» НДС по представительским расходам принимается к вычету только с той суммы затрат, которая учтена при расчете налога на прибыль, то есть с учетом норматива. Если в последующих кварталах текущего года оставшаяся часть представительских расходов укладывается в норматив, то НДС с нее также может быть принят к вычету.

Подробнее порядок налогового учета представительских расходов предлагаю рассмотреть на примере.

Пример.

Расходы ООО «Актив» на проведение представительского мероприятия в I квартале составили 23 600,00 руб. (в том числе НДС 3 600,00 руб.). Во IIквартале представительских расходов не было. Расходы на оплату труда в I квартале – 320 000,00 руб., во II квартале – 370 000,00 руб. Порядок налогового учета представительских расходов будет следующим:

в I квартале:

  • норматив для учета представительских расходов – 12 800,00 руб. (320 000,00 х 4%);
  • норматив меньше, чем полная сумма представительских расходов, поэтому к учету можно принять 12 800,00 руб.
  • НДС, подлежащий вычету – 2 304,00 руб. (12 800,00 х 18%).

в I полугодии:

  • норматив для учета представительских расходов – 27 600,00 руб. ((320 000,00 + 370 000,00) х 4%);
  • норматив больше, чем полная сумма представительских расходов, поэтому к учету может быть принята оставшаяся часть 7 200,00 руб. (23 600,00 – 3 600,00 – 12 800,00);
  • НДС, подлежащий вычету во II квартале – 1 296,00 руб. (7 200,00 х 18%).

Упрощенная система налогообложения

При УСН представительские расходы не учитываются в целях налогообложения, поскольку они не поименованы в закрытом перечне расходов, установленном статьей 346.16 НК РФ (Письмо Минфина от 11.10.2004 № 03-03-02-04/1/22).

Бухгалтерский учет представительских расходов

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, представительские расходы не подлежат нормированию и принимаются в полной сумме. Затраты на представительские мероприятия отражаются в составе общехозяйственных расходов или расходов на продажи, в зависимости от специфики деятельности организации, в корреспонденции со счетами учета расчетов или материальных ценностей.

Дебет счета

Кредит счета

44 «Расходы на продажу»

Приняты к учету услуги (работы), относящиеся к представительским расходам
10 «Материалы» Списаны материальные ценности, использованные при проведении представительского мероприятия (например, продукты питания для буфетного обслуживания)
90-2 «Себестоимость продаж» 26 «Общехозяйственные расходы»
44 «Расходы на продажу»
Представительские расходы списаны на расходы по обычным видам деятельности
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
Отражен «НДС» по представительским расходам
68-НДС «Расчеты по налогам и сборам» 19 «НДС по приобретенным ценностям» «Входной» НДС по представительским расходам принят к вычету
91-2 «Прочие расходы» 19 «НДС по приобретенным ценностям» Списан на расходы «входной» НДС по представительским расходам, в части превысившей норматив по итогам года

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Нормативная база

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
  3. Постановление ФАС ВСО от 11.08.2006 № А33-26560/04-С3-Ф02-3935/06-С1, А33-26560/04-С3-Ф02-4272/06-С1
  4. Постановление ФАС МО от 03.09.2013 № А40-22927/12-107-106; от 23.05.2011 № КА-А40/4584-11
  5. Письма Минфина РФ
  • от 03.06.2013 № 03-03-06/2/20149,
  • от 27.05.2009 № 03-03-06/1/351,
  • от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176,
  • от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136,
  • от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796,
  • от 24.11.2005 № 03-03-04/2/119,
  • от 10.04.2014 № 03-03-РЗ/16288

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе



 

Возможно, будет полезно почитать: