Км 3 расшифровка. Порядок составления акта о возврате денежных сумм

Во время проверок бухгалтерской деятельности предприятия надзорные органы особое внимание уделяют их работе с денежной массой, ведению расчетно-кассовых операций и оприходованию выручки. При оформлении возвратов оплаченных клиентами или покупателями стоимости услуг или товаров в обязательном порядке должен быть оформлен документ – акт формы КМ-3. При этом особое внимание уделяется изучению приложенных к нему финансовых документов.

Документ должен быть оформлен кассиром в случае, если им был проведен неверный кассовый чек. В частности, такая ситуация может возникнуть, если:

  • сумма чека превышает действительную сумму покупки;
  • покупатель вернул товар по каким-либо веским причинам в день его приобретения, и средства были возвращены из операционной кассы;
  • чек уже был оформлен в централизованной кассе оплаты, а покупатель изменил решение и не стал его отоваривать в отделе.

Составление акта о возврате совершается в конце операционного дня, при подсчете выручки (снятии Z-отчета кассового аппарата). То есть, в тот же день, когда был проведен неверный чек. Акт должен быть подписан комиссией в составе руководителя предприятия, завотделом, старшим кассиром и кассиром-операционистом. Совокупный подсчет ошибочно проведенных сумм и возвратов проводится также в конце дня, аннулированные чеки должны быть отражены в кассовом журнале формы КМ-4 (графа 15).

Приложения к акту

В качестве приложения к акту необходимо прикрепить неверно оформленный чек, с подписью руководителя предприятия, завотделом (секцией), штампом «погашено». Отсутствие чека представитель налоговой может трактовать это как неоприходование чести выручки, что грозит внушительным штрафом. При этом следует учитывать определенные обстоятельства, при которых произошел возврат денежных средств или несоответствие суммы чека фактической сумме наличности в кассе.

Пример 1

Покупатель при возврате продукции или товара чек в магазин не предоставил. Такая ситуация оговорена Законом о защите прав потребителя. В этом случае к акту должно быть приложено заявление покупателя о возврате уплаченных средств с обязательной припиской о том, что чек утерян. На обращении руководитель предприятия ставит визу и делает запись о том, что согласен с требованиями и средства готов вернуть. Весомым дополнением к заявлению от покупателя может стать распечатанная ККТ информация о покупке, если имеется такая техническая возможность.

Пример 2

Чек с неверной (большей) суммой был проведен ошибочно:

  • в наличии его у кассира нет, поскольку остался у покупателя, внесшего правильную сумму;
  • неотоваренный чек утерян кассиром.

Недостача в кассе в такой ситуации станет неопровержимым фактом, за которую вся ответственность ложится на кассира. Однако документально может быть подтверждено, что за реализованный в течение дня товар деньги получены в полном объеме. В этом случае руководитель сочтет возможным не перекладывать ответственность на кассира-операциониста, взяв с него объяснительную записку. К акту КМ-3 может быть приложен товарный отчет и объяснительная сотрудника.

Правила оформления акта

В шапке акта должны быть указаны:

  • наименование предприятия, подразделения (отдела, секции);
  • сведения о контрольно-кассовом аппарате с указанием модели, регистрационного номера и номера изготовителя;
  • ФИО кассира-операциониста, оформившего возврат денежных средств.
Образец заполнения формы КМ-3

В табличной части документа отражаются номера и суммы по каждому чеку, по которым была проведена процедура возврата, а в конце таблицы — должность и ФИО ответственного лица, принявшего положительное решение по возврату сумм.

Акт по форме КМ-3 составляется в единственном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии, утверждается главой организации. Документ должен быть направлен в бухгалтерскую службу, вместе с приложениями (погашенными чеками, заявлениями покупателей, объяснительными записками и иными документами). Акт подлежит архивированию сроком на пять лет.

Составлять данный документ, имеющий финансовое значение, стоит с особым вниманием. Наличие ошибок и несоответствий может трактоваться как неоприходование выручки и привести к административному наказанию со стороны налогового органа. Необходимо также отслеживать сроки: за неверно оформленный акт штрафные санкции могут быть применены только на протяжении 2-х месяцев с момента его составления.

(Размер: 44,0 KiB | Скачиваний: 8 829)

В розничной торговле нередко возникают случаи, когда необходимо осуществить возврат денежных средств покупателю. В подобных ситуациях всегда оформляется акт по единой форме КМ-3. О том, как правильно заполнить документ, готовый образец и пример – все это можно найти далее.

Оформление акта происходит во всех случаях, когда кассовые чеки (о покупке) не были использованы, т.е. фактически не удалось реализовать товар или услугу. Такое бывает в 2 случаях:

  1. Покупатель по каким-то причинам пожелал вернуть товар или же он не воспользовался услугой, которую уже приобрел. Если законодательство допускает возврат товара, и если покупатель уложился в сроки возврата, он имеет право на полную денежную компенсацию (наличными или возвратом на банковскую карту, в зависимости от способа оплаты).
  2. Кассир по ошибке пробил чек, и отменить действие уже невозможно (т.е. чек уже напечатан).

Образец и пример акта 2017 — 2018

Документ имеет единую утвержденную форму и применяется во всех магазинах, сервисных точках и других организациях, занимающихся розничной торговлей. В нем обязательно отражаются следующие сведения:

  1. Официальное полное название организации и контактные данные, вид деятельности и ИНН.
  2. Наименование кассовой машины и прикладной программы.
  3. Номер акта (в соответствии с нумерацией, принятой в компании) и дата его составления.
  4. Виза «Утверждаю» руководителя (директора магазина).
  5. Табличная часть, в которой в хронологическом порядке перечисляются номера чеков, пробитых ошибочно (или чеков, по которым необходимо вернуть денежные средства), прописывается сумму с точностью до копейки и ставятся ФИО, должность лица, которое разрешило возврат денег (например, старшего кассира или администратора).
  6. Далее прописью указывается общая сумма всех возвращенных средств и/или сумма по всем ошибочно пробитым чекам. Прописывается, что на эту сумму следует уменьшить всю выручку по кассе в данный день.
  7. Далее ставят подписи все члены комиссии, которые участвовали в составлении акта – обычно это менеджер отдела, старший кассир и сам кассир, который допустил ошибку (или же вернул средства покупателю). Прописывается официальное название должности, ставится подпись и расшифровка (фамилия, инициалы).

В одном и том же акте, допускается запись и возвратных, и ошибочно пробитых чеков. Но все они должны значиться одной датой. Поэтому если подобные операции совершаются в разные дни, на каждый день составляется своя форма.

Бланк представлен ниже:

Заполненный бланк, который можно использовать как образец:

Приложения к акту

К акту в обязательном порядке прикладываются документы, которые подтверждают факт возврата и/или ошибочно созданного и напечатанного чека. Количество приложенных документов должно точно соответствовать количеству чеков, указанных в табличной части:

Что касается объяснительной кассира, то необходимость ее составление регулируется администрацией. При этом не всегда составление документа предполагает обязательную вину сотрудника. Можно оформить объяснительную в качестве дополнительного разъяснения сложившейся ситуации. Пример с ошибочно пробитым чеком представлен ниже.

Порядок заполнения формы

Для заполнения формы КМ-3 необходимо участие комиссии сотрудников, а не только самого кассира-операциониста, который не может принять подобное решение самовольно. Как правило, присутствует представитель администрации магазина и/или старший кассир (а также администратор, менеджер смены и т.п. – в зависимости от правил внутреннего распорядка в компании).

Порядок действий следующий:

  1. Производится оценка возможности возврата денежных средств за товар или неиспользованную услугу (например, лекарства, предметы домашнего текстиля не подлежат возврату).
  2. В случае принятия положительного решения покупатель составляет заявление, кассир – объяснительную (при необходимости).
  3. С покупателем производится полный расчет, о чем ему выдается чек на возврат.
  4. В тот же день распечатывается и заполняется форма КМ-3. Все ответственные лица ставят подписи.
  5. Документ отправляется на хранение в бухгалтерию.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Акт обязательно заверяется подписью директора (или исполняющего его обязанности лица). После этого проставляется печать, и акт хранится в бухгалтерии в течение минимум 5 лет.

Акт необязательно отправлять для проверки в налоговую инспекцию. Однако его показывают по первому требованию инспектора (или отсылают в налоговую, если она запросит подтверждение).

1. Должны ли организации использовать в учете с 01.07.2017 при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники (далее - ККТ), предусматривающих обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (п. 6 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ) следующие формы:

КМ-1 "Акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины";

КМ-2 "Акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию";

КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам";

КМ-4 "Журнал кассира-операциониста";

КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста";

КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации";

КМ-8 "Журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ";

КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы"?

2. Необходимо ли организации использовать в учете вышеуказанные формы в случае наличия у организации ККТ, не предусматривающей обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

    При осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовой техники, предусматривающих обязательную передачу фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, организации не обязаны применять формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении операций с применением ККМ (формы КМ-1-КМ-9), утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

    Те организации, которые после 01.07.2017 будут вправе работать на ККТ без передачи фискальных данных налоговым органам через оператора, например указанные в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, должны разработать и утвердить применяемые формы первичных документов, связанных с применением ККТ, которые могут соответствовать формам КМ, приведенным в Постановлении N 132.

Обоснование вывода:

1. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, далее - Типовые правила) регламентируют документооборот и оформление операций, осуществляемых через ККТ. В них указаны формы кассовых документов (NN 24, 24а, 25, 26, 27, 30, 54), которые необходимо заполнять. Однако Типовые правила ссылаются на закон, который действовал до принятия Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ), и упоминаемые в них формы уже давно не употребляются (утратили силу). В свою очередь, документооборот центральной (главной) кассы, под которой подразумевается вся сумма наличных денежных средств организации, регулируется указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.

Много лет используются формы первичной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении операций с применением ККМ (формы КМ-1-КМ-9, далее обобщенно - формы КМ), утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 (далее - Постановление N 132).

Однако, как указано в письме Минфина России от 16.09.2016 N 03-01-15/54413), Постановление N 132 не является нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Законом N 54-ФЗ. Соответственно, оно не относится к законодательству РФ о применении ККТ и, следовательно, не подлежит обязательному применению.

Можно предположить, что это разъяснение вызвано появлением в Законе N 54-ФЗ указания на то, из каких нормативных актов состоит законодательство о ККТ. Оно присутствует в новой редакции закона, которая на основании Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ действует с 15.07.2016. В предыдущей редакции подобной нормы не было.

Согласно письму ФНС России от 26.09.2016 N ЕД-4-20/18059@ указанное разъяснение относится к организациям и индивидуальным предпринимателям, перешедшим на новый порядок применения контрольно-кассовой техники (т.е. использующим ККТ, в которых предусмотрена обязательная передача фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, далее сокращенно - применяющим онлайн-кассы). Они не обязаны заполнять утвержденные ранее формы по ККМ, включая КМ-3 "Акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам", КМ-4 "Журнал кассира-операциониста", КМ-6 "Справка-отчет кассира-операциониста", КМ-7 "Сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации", КМ-9 "Акт о проверке наличных денежных средств кассы".

В письме ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@ специально подчеркнуто такое преимущество перехода на новый порядок применения ККТ, как отказ от обязательного ведения форм первичной учетной документации (формы КМ).

В связи с этим приходим к однозначному выводу: при осуществлении торговых операций с использованием онлайн-касс организации не обязаны применять формы КМ.

При этом остается вопрос: не является ли применение форм КМ обязательным в каких-то иных случаях?

2. В ст. 5 Закона N 54-ФЗ пользователям вменяется в обязанность:

    предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию и (или) документы, связанные с применением ККТ, при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ;

    обеспечивать должностным лицам налоговых органов при осуществлении ими контроля и надзора за применением ККТ беспрепятственный доступ к ней и фискальному накопителю, в том числе с использованием технических средств, и представлять указанным должностным лицам документацию на них.

Однако в Законе N 54-ФЗ не расшифровывается, что относится к упомянутым документам и документации.

В постановлении Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" (в нем указывается, что оно принято в соответствии с Законом N 54-ФЗ) упоминается лишь такой документ, как паспорт ККТ.

Следует упомянуть о двух нормативных документах, в которых указано, что их исполнение регулируется Законом N 54-ФЗ:

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (утвержден приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н);

Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения (утвержден приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н).

В данных регламентах прямо указывается, что в число проверяемых документов входят, в частности, акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, справка-отчет кассира-операциониста, сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации. В сущности, это именно те формы, о которых говорится в Типовых правилах. Но сами эти формы в указанных регламентах не приводятся, в них также отсутствуют отсылки к Постановлению N 132 или к другим документам.

Логично предположить, что упомянутые выше административные регламенты не будут применяться налоговыми органами при проверках онлайн-касс, и именно этим вызвано появление письма ФНС России от 03.04.2017 N ЕД-4-20/6181@.

В то же время некоторые, хотя и немногочисленные, категории налогоплательщиков даже после 01.07.2017 будут вправе работать на ККТ без передачи фискальных данных налоговым органам через оператора, например указанные в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Понятно, что их будут проверять по-старому, и от них налоговые органы будут (обоснованно) требовать заполнения документов, связанных с применением ККТ.

Но можно ли утверждать, что связанная с ККТ документация должна обязательно соответствовать формам КМ?

Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Таким образом, теперь у организаций нет обязанности применять унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом. В том числе стало не обязательным для применения и Постановление N 132*(1). Поэтому любая организация, применяющая ККТ, теперь вправе разработать свои собственные первичные документы, связанные с применением ККТ, лишь бы в них имелись обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В то же время никто не запрещает организации утвердить такие формы первичных документов, связанных с применением ККТ, которые соответствуют приведенным в Постановлении N 132, тем более что подобные документы должны соответствовать требованиям по указанию в них информации, установленным Типовыми правилами. Очевидно, что формы КМ полностью соответствуют данным требованиям.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет получения наличной денежной выручки через ККТ;

Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет получения денежной выручки через ККТ с использованием банковских карт;

Энциклопедия решений. Проверки применения ККТ;

Энциклопедия решений. Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) При этом заметим, что в Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 указывается, что обязательными продолжают оставаться формы документов, установленные на основании других федеральных законов (например кассовые документы).

Источник/официальный документ: постановление Госкомстата №132 от 25.12.98

Название документа: Унифицированная форма КМ №3 "О возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам"
Формат: .xls
Размер: 33 кб



Согласно действующему законодательству, а именно Закону РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.92 №2300-1, потребитель может воспользоваться правом вернуть приобретенную продукцию. При этом, исходя из действующего законодательства, право зависит от того, произведена ли оплата наличкой или он расплатился банковской карточкой. Также учитывается временные рамки возврата продукции (в день приобретения или позже).
Если потребитель оплатил и вернул товар в день приобретения, факт возврата средств необходимо подтвердить наличием документации. Для этого используем унифицированную форму КМ-3, с названием «Акт о возврате денежных средств потребителям…» На чеке администратор розничного или оптового заведения обязан заверить акт своей подписью, как основание для возврата денег. Чек наклеивают отдельно вместе с формой КМ-3 и передается в отделение бухгалтерии.

Несколько правил заполнения акта

Оформляется форма км-3 в одном экземпляре. В данном случае, комиссия состоит из 4 должностей:

  • руководящего лица компании (директора, заместителя);
  • зав. отделом;
  • старшего кассира;
  • кассира.

Заполняется форма по всем чекам и по квитанциям возвращенных клиентами на возврат продукции. Таким образом выручка уменьшается на возвращенную сумму. Вся эта информация фиксируется в КМ-4.
Составить КМ-3 можно не всегда. Если клиент расплачивается банковской картой, то выдача ему средств действующим законодательством не предусмотрено (обратите внимание на п2 указания Банка России от 20 июня 2007 года 1843-У «О расходовании кассовых наличных средств…»). Скачать скачать бланк формы км-3 можно на сайте.
Скачать бланк формы км-3 можно .

Образец заполнения бланка формы

Подведем итог

Если покупатель приобрел товар за наличную сумму средств, то он вправе вернуть его продавцу, исходя из Закона о правах потребителя. Для этого заполняется акт по форме км-3 в присутствии комиссии из четырех членов организации, в которой приобретался товар. Другие формы можно посмотреть «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов…» в постановлении Госкомстата РФ от 25.12.1998 №132. После этого акт передается в бухгалтерию компании для возможности откорректировать сумму кассовой выручки.

Все мы совершаем покупки в магазинах. Одни делают это чаще, другие реже. Мы приобретаем продукты питания и напитки, обувь и одежду, бытовую технику и домашнюю электронику. Все не перечесть. Но в процессе совершения покупок могут возникать разные непредвиденные ситуации. К примеру, кассир по ошибке взял с клиента большую сумму, пробив при этом чек. Что делать в таком случае? Или покупатель не хочет отоваривать уже оформленный в централизованной кассе чек, возникли веские причины для возврата товара уже после его приобретения, причем до окончания текущего рабочего дня. Во всех таких ситуациях деньги возвращаются покупателю, и он особо не задумывается, как это происходит.

Оформление возврата товара

Этот вопрос волнует, в первую очередь, торгующую организацию. Ведь все, что связано с деньгами, всегда находится на особом контроле надзорных фискальных органов. Каждая операция по возврату денег покупателю оформляется актом, унифицированная форма КМ-3 которого утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 и имеет код 0330103 по общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД).

Акт, фиксирующий возврат денежных средств, составляется обычно кассиром-операционистом в одном экземпляре в конце рабочего дня, когда осуществляется подсчет дневной выручки и снимается Z-отчет с контрольно-кассовой машины (ККМ). Унифицированная форма КМ-3 этого документа после заполнения подписывается членами комиссии в составе заведующего отделом или секцией, старшего кассира и/или кассира-операциониста и утверждается директором организации. К оформлению документа нужно относиться внимательно.

Образец заполнения унифицированной формы КМ-3

К акту возврата денежных сумм покупателям в обязательном порядке должен быть приложен чек, ведь при его отсутствии при проведении очередной налоговой проверки этот факт может трактоваться как неоприходование выручки. Во избежание неправильного оформления формы, следует вначале хорошо изучить образец заполнения акта и исходить из представленного примера.

Порядок заполнения формы КМ-3:

Правильное заполнение акта гарантирует отсутствие у торгующей организации проблем в будущем.

Скачать форму КМ-3.



 

Возможно, будет полезно почитать: